В основе занятий с детьми возраста 6-7 лет лежит подготовительная работа к обучению в школе. Поэтому особое внимание уделяется совершенствованию фонематического слуха, овладению звуко-буквенным анализом, расширением и уточнением лексической составляющей и работой над грамматическим строем. Предложенные игры подходят как для индивидуальных занятий, так и групповых.
Перед каждым заданием педагог озвучивает его цель, и чему будут учиться дети, выполняя их. Также взрослый следит за правильностью звукопроизношения и выразительностью речи. Речевой материал лучше стараться подбирать в соответствии с лексической темой.
Определение дидактики
Слово “дидактика” переводится с древнегреческого как “обучающий”. Так вот, когда обучение детей проводится в неформальной игровой атмосфере, когда ребенок “учится играючи”, испытывая удовольствие от процесса, — это и урок, и игра, дидактическая игра.
Образное мышление ребенка непосредственно связано с тем, что маленький человек познает мир в игровой форме.
Если вы со своим чадом провели выходной в зоопарке, и на него произвел впечатление орангутанг Буба, то приготовьтесь к тому, что ближайшие несколько дней все члены семьи будут участвовать в игре под названием “Буба в зоопарке”.
Образное мышление помогает ребенку чувствовать красоту окружающего мира, верить в сказку, развивает воображение, творческие способности.
Игра для дошкольника — образ жизни. И если игре придать обучающую направленность, то стопроцентное усвоение материала гарантировано. Вот почему дидактическая игра по развитию речи так активно используется при работе с детьми.
Речевая игра с малышами 7. Почему кастрюля – хитрюля? Сочиняем историю, развиваем словотворчество
Это идея Анастасии, мамы маленькой Ариночки. Эта речевая затея подходит для детей второго полугодия третьего года жизни, которые уже хорошо говорят.
Можно рассказать ребенку стихотворение и спросить: «А как ты думаешь, почему кастрюля-хитрюля?». Ребенок: «Потому что она хитрая». Мама: «А в чем хитрость? Где кастрюля схитрила?». Пусть ребенок подумает и предложит свою версию, почему кастрюля хитрая.
Спросить какая еще может быть кастрюля. Например, если она с утра проснулась сердитой, то она какая? Ребенок: «Сердитая». Мама: «А кто ее рассердил?». Предложить ребенку придумать, почему кастрюля рассердилась. Мама: «Вот хитрую кастрюлю называют кастрюля-хитрюля, а сердитую как назовут?». Пусть ребенок предложит свой вариант имени такой кастрюли (развиваем словотворчество).
Цель игры
Дидактические игры развивают у ребенка:
- Познавательные навыки. Ребенок наблюдает, узнает много нового, расширяет уже имеющиеся знания об окружающем мире, живой и неживой природе.
- Умственные способности. Человек учится думать, выражать свои мысли, строить предложения, рассуждать. А еще — запоминать, сравнивать, оценивать.
- Речь. Существенно увеличивается словарный запас, улучшается произношение, формируется способность участвовать в диалогах, произносить монологи.
- Нравственные качества. Ребенок учится помогать, сочувствовать, сдерживать себя, уважать других.
- Социальную адаптацию. Приобретаются такие навыки, как умение конфликтовать, участвовать в соревновании, взаимодействовать со сверстниками, взрослыми, уступать другим, а также не давать в обиду себя.
Поэтому, если ваш кроха уже полчаса просит вас поиграть с ним, а у вас на это совершенно нет времени, дайте ему баночку с манной крупой, в которой спрятана фасоль, и попросите его приготовить ужин для питомцев зоопарка. Пока вы варите борщ для папы)).
Викторины для детей 6–7 лет
Викторина — разновидность словесной игры, в которой ведущий озвучивает вопросы, а игроки дают ответы. Может проводится по всем образовательным областям. Дошкольники играют в викторину чаще всего в командах, однако призы необходимо дарить как победившей, так и проигравшей команде, чтобы дети не утратили интерес к викторинам как виду деятельности. Когда дети назовут правильный ответ, его лучше подкрепить показом соответствующей картинки или слайда.
Таблица: вопросы-загадки для викторины по авторским сказкам
Невод в море я кидал, Рыбку волшебную поймал. (Дед из сказки «Сказка о рыбаке и рыбке») | Девочка красивая, Мачехой нелюбимая. На бал случайно попала И туфельку там потеряла. (Золушка). | Он весел и не злобен, Этот милый чудачок. С ним мальчик Робин, И приятель Пятачок. Для него прогулка — праздник, И на мёд особый нюх. Этот плюшевый проказник Медвежонок … (Вини-Пух). |
Я мальчишка деревянный, Вот и ключик золотой! Артемон, Пьеро, Мальвина – Дружат все они со мной. Всюду нос сую я длинный, Моё имя … (Буратино). | В шляпе синенькой мальчишка, Из известной детской книжки. Он глупышка и зазнайка, А зовут его … (Незнайка) | Уплетая калачи, Ехал парень на печи. Прокатился по деревне, И женился на царевне. (Емеля). |
Грустно дед и бабка жили. И дочурку себе слепили. Она всегда им помогала, Только вот огня избегала. (Снегурочка). | Девочка красавица В лес попала. Семь гномов она В лесу повстречала. (Белоснежка ). | Он умеет мяу говорить. Лучшим другом умеет быть. Хозяину своему он помогает И людоеда смело съедает! (Кот в сапогах). |
Фотогалерея: иллюстрации к авторским сказкам
Изображение позитивного, весёлого героя поднимет настроение детей во время викторины
Показывая детям картинку с изображением героя, можно обратить внимание на его красивый наряд
Для детей подготовительной группы следует выбирать иллюстрации, на которых герои одеты в национальные костюмы
Этот герой может даже прийти к детям и помочь проводить викторину
Сказки А. С. Пушкина могут быть включены в викторину, но по ним можно провести и отдельную игру
Викторине должно предшествовать глубокое изучение темы, которой она будет посвящена, чтобы все дети чувствовали себя уверенно и комфортно.
Виды и примеры дидактических игр для дошкольников
Дидактические игры различаются по содержанию, действиям, правилам и бывают трех видов:
- игры с предметами;
- настольно-печатные игры;
- словесные дидактические игры.
Степень их сложности можно регулировать в зависимости от возраста участников. Одна и та же игра может иметь несколько вариантов. Например, малыши раскладывают карточки по цвету; дети постарше — называют цифры; а кто-то уже может сложить слово.
Игры с предметами
1. Волшебный мешочек
Нужно вытащить из мешочка различающиеся по форме предметы на ощупь: шарик, кубик, пирамидку. Или предметы с разной текстурой: шишку, желудь, каштан.
2. Радуга
Предлагается малышу разложить по цветам кубики, мозаику, пирамидки.
Во время дидактических игр с предметами ребенок учится мыслить, анализировать, сравнивать предметы между собой, он становится более внимательным, расширяется его кругозор, у него улучшается мелкая моторика.
Настольно-печатные игры
Здесь есть огромный простор для выбора того, что будет наиболее интересно вашему малышу в данный момент времени. Это могут быть:
- Картинки для узнавания в виде изображений, теней, контуров.
- Пазлы.
- Лото.
- Картинки: найди различия.
- Картинки: подбери пару.
- Лабиринты.
- Конструкторы.
Такие дидактические игры для дошкольников по развитию речи интересны и познавательны. Они успешно развивают речевые навыки, логику и воображение, формируют усидчивость и терпение.
Словесные игры
Такой вариант познавательного общения очень актуален, когда под рукой не находится никаких специальных предметов, поэтому можно использовать самые привычные вещи. Вот несколько примеров подобных дидактических игр для развития речи дошкольников.
1. Кукла
Описание внешнего вида: цвета волос, глаз, предметов одежды модницы-куклы.
2. Кого нет?
Поместить рядом несколько мягких игрушек. Попросить закрыть глаза и убрать одну. Кто догадается: кого нет? Надо назвать, рассказать, как выглядит, придумать, куда убежала.
3. Кубик
Кидают кубик с картинками на каждой грани. Надо назвать, что изображено на верхней грани и сымитировать звук предмета. Например, паровоз. Как гудит паровоз?
4. Слови мяч — назови слово, противоположное по смыслу. Горячий-холодный, большой-маленький, близко-далеко.
Словесные игры для дошкольников развивают речь, быстроту реакции, правильное произношение звуков, расширяют словарный запас, учат правильно строить предложения, связно выражать свои мысли.
Дидактические игры по развитию речи своими руками
Дидактические игры по речевому развитию можно организовывать и дома, начиная с самого юного возраста вашего малыша. Мелкая моторика пальчиков в таких играх самым наилучшим образом отразится на способности разговаривать, ясно выговаривать слова и звуки, строить предложения.
Развивать речь дошкольников помогут дидактические игры с материалом, сделанным своими руками.
Мишка и шишки
Очень интересно, даже взрослым, задействовать тактильные ощущения в игре с обычными воздушными разноцветными шариками, предварительно наполнив их разной крупой, мукой, крахмалом, макаронами. Только надувать их не надо).
Включив фантазию, можно разыграть сценку с мишкой, который собирает на полянке шишки-шарики.
После того, как малыш нарезвится, можно разобрать корзину с “шишками”: разложить по цветам, помять и поугадывать содержимое.
Кукольный театр
Разыграть по-настоящему, театрально, любимую сказку. Будучи ведущим или персонажем, ребенок перескажет, а то и увлеченно, на ходу, придумает новый сюжет. Вам ничего не останется, как с серьезным видом подыгрывать, внутренне улыбаясь и даря душевное тепло юному дарованию.
Магазин Ткани
Собрать как можно больше лоскутков различающихся по своей текстуре тканей. Дочка-портниха придет в магазин, чтобы купить материал на платье для своей куклы Даши. Она обязательно потрогает все, что вы ей предлагаете, и выберет струящийся шелк для бального платья. Не забудьте обратить ее внимание на пуговицы: их так много, они такие разные. Так что приготовьтесь к тому, что ей может понадобиться ваш совет.
Если под руками ничего нет, можно процитировать строчку из любимого стихотворения и попросить малыша продолжить, или вспомнить: о чем оно, как называется.
Самое главное, что игры — это общение с маленьким человеком, который с нашей помощью начинает путешествие под названием ”жизнь”. Давайте сделаем его незабываемым, радостным, наполненным живым душевным теплом.
Артикуляционные упражнения
Одно из самых первых и очень полезных артикуляционных упражнений, с которым сможет справиться годовалый малыш – это дутье. Тася научилась дуть в 1 год 3 месяца, в этом нам помогла свечка. Сразу, как освоились со свечкой, стало получаться и в трубу дуть, и мыльные пузыри раздувать. Итак, на чем можно осваивать навык дутья:
- Задувать свечку;
- Дуть в дудочку;
- Дуть через соломинку в стакан с водой, чтобы вода забулькала;
- Надувать мыльные пузыри;
- Дуть на привязанную к веревочке бумажную бабочку, чтобы она взлетела;
- Сдувать выложенные на тарелочку маленькие бумажки.
Вот какие еще артикуляционные упражнения можно практиковать (примерно с 1,5 лет, что-то, возможно, будет получаться и раньше):
- «Прятки». Сначала показываем язык – высовываем его как можно дальше, затем прячем, так повторяем несколько раз.
- «Часики». Двигаем язычком из стороны в сторону – влево-вправо.
- «Дом». Объявляем, что ротик малыша – это дом. Мама тихонько стучит пальцем по щечке: «Тук-тук», — и ротик малыша открывается. Говорим: «Пока! Пока!», и ротик закрывается.
- «Вкуснятина». Приоткрываем рот и облизываемся: сначала проводим язычком по верхней губе, потом по нижней.
- «Воздушный шарик». Надуваем щечки и лопаем их пальчиками;
- «Заборчик». Показываем зубки («оскаливаемся») и говорим, что язычок спрятался за заборчиком.
- «Чистим зубки». Снова показываем зубки, затем кончиком языка скользим сначала по верхним зубкам, потом по нижним.
- «Лошадка». «Цокаем» язычком, как лошадки.
- «Выбражули». Встаем вместе перед зеркалом и начинаем выбражать: широко-широко улыбаться, хмуриться, вытягивать губки.