Актуальность проекта
Правильная речь – один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залог успешного усвоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие нарушением слоговой структуры слова с большой степенью вероятности, могут проявиться нарушением чтения и письма.
Свести к минимуму эти риски – одна из актуальных проблем стоящих перед дошкольной логопедией, решение которой достигается путём комплексной и взаимосвязанной работы между учителем-логопедом, воспитателем и родителями.
Выбор темы и был мною мотивирован в связи с вышеизложенной актуальностью данного вопроса.
Проблема исследования заключается в следующем: как должна быть организована работа в ДОУ по преодолению нарушения слоговой структуры слов, чтобы свести к минимуму риск возникновения нарушений письма и чтения у детей в период школьного обучения.
Цель: Обоснование научно-педагогического подхода к построению и организации коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей с недостатками слово-и фразообразования.
Предмет исследовании: процесс построения коррекционно-развивающей работы по формированию слоговой структуры слов у детей дошкольного возраста с речевой патологией.
Выдвинутая гипотеза, заключается в том, что нарушения слоговой структуры слов у детей с недостатками слово- и фразообразования будут преодолены, если:
- тщательно будет произведена диагностика нарушения слоговой структуры слов у детей с её детализацией по видам нарушений;
- разработано перспективно индивидуально ориентированное планирование работы по преодолению нарушения слоговой структуры слов;
- обеспечена вариативность видов коррекционно-развивающих упражнений, способов, приёмов работы с индивидуализацией образовательной траекторией;
- специально коррекционные упражнения вводятся постепенным усложнением.
В соответствии с проблемой, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:
- изучить и проанализировать следующую литературу по проблеме преодоления нарушений слоговой структуры слов у детей;
- разработать и провести диагностику нарушения слоговой структуры слов у детей с недостатками общего недоразвития речи (далее ОНР);
- разработать индивидуально-ориентированное планирование работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов у ребёнка;
- расширить комплекс педагогических средств, способствующих формирования навыков правильного построения слоговой структуры слов у детей;
- экспериментально проверить эффективность предложенной работы и провести оценку её результативности.
Противоречия:
- между уровнем требований, предъявляемым к детям в начальной школе и уровнем подготовки детей, имеющих речевые нарушения.
- необходимым уровнем качества образования выпускников логопедических групп и методическим инструментарием по реализации образовательных задач.
Основной вопрос проекта: как с помощью вариативности видов коррекционно — развивающих упражнений, способов и приёмов, расширения комплекса педагогических средств повысить эффективность работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова в дошкольном возрасте.
Значимость работы: определяется разнообразием, систематизацией коррекционных упражнений, способов, приемов с постепенным усложнением, разработкой и реализацией авторских многофункциональных пособий, направленных на формирование слоговой структуры слов у детей с недостатками слово- и фразообразования.
Стратегия осуществления проектной деятельности:
Данный проект осуществляется в рамках МАДОУ детский сад «Машенька» с детьми подготовительной группы с ОНР, совместной деятельности логопеда, воспитателя и родителей.
Этапы коррекционно — развивающей работы и сроки проведения:
I.Подготовительный этап — сентябрь – ноябрь (работа проводилась на невербальном материале).
Цель: данного этапа – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.
II. Коррекционный этап декабрь — апрель (работа велась на вербальном материале).
Цель: непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры у конкретного ребёнка
III. Заключительный этап- май
Цель: анализ результатов проектной деятельности.
Особенности разбора
Самая распространённая ситуация, при которой допускают ошибки, — когда звучание и письменное обозначение не совпадают с друг другом. Если за правильность написания отвечает орфография, то фонетика регулирует правила произношения слов. Чтобы успешно завершить звуковой разбор, рекомендуется учитывать несколько советов:
- Точно установить все особенности звучания слова.
- Для каждой буквы составить свою транскрипцию.
- Ни при каких условиях не подгонять звуки и буквы под друг друга. Например, ши [ шы ] — машин.
- После завершения ещё раз чётко и тщательно произнести слово вслух, проверяя каждую единицу речи.
Для фонетического разбора существует специальный алгоритм. Некоторая информация обязательна для заучивания, остальное рекомендуется записать в виде памятки. Главные правила в фонетическом анализе в рамках школьной программы:
- Звонкие согласные на конце слова становятся глухими. Например, дуб [п].
- Твёрдые согласные становятся мягкими, если после них стоят мягкие согласные. Например, здесь [з’д’эс’]. В основном это происходит с буквами: з/с, д/т, н.
- Звонкие согласные становятся глухими, если после них стоит глухой согласный. Например, редко [ р ‘ этк а] .
- Глухие преображаются в звонкие, если стоят перед такими же звонкими. Например, сдать [ здат ‘] образец.
Для студентов высших учебных заведений филологического профиля правил несколько больше. Они дополнительно изучают:
- аккомодацию;
- диссимиляцию;
- редукцию.
Эти три пункта изучают для более глубоко понимания фонетики и того, как преобразуются нормы речи. Также они помогут студентам, которые желают в будущем преподавать, понятнее и быстрее объяснять сложные темы и разбирать популярные ошибки уже своих учеников.
Ход исследования
I.Подготовительный этап
Диаграмма 1. Сравнительный анализ типов нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР в подготовительной к школе группе по состоянию на сентябрь 2011 учебный год.
1 – Антипация (41,6%); 2 – Элизии (33,4%); 3 – Итерации (8,4%); 4 – Чистоговорящие (16,6%).
Диаграмма 1.1. Сравнительный анализ нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР в подготовительной к школе группе по состоянию на сентябрь 2011 учебного года.
1 – с нарушением слоговой структуры слова (84,4%) 2 – чистоговорящие (16,6%)
Обследование показало, что у 84,4% детей нарушена слоговая структура слова.
Анализы нарушений слоговой структуры слов позволили сделать выводы о том, что у детей с данной речевой патологией (ОНР) отмечается большой процент нарушений слоговой структуры слова. Это послужило основой для организации работы по преодолению нарушения слоговой структуры слов и проверки её эффективности в процессе формирования коммуникативных навыков у детей.
Виды работ:
- Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков.
- Работа над ритмом / сначала простым, затем над сложным/
- Длительное воспроизведение долгих звуков
- Формирование общей координаций движений под ритмическую музыку
- Формирование координации движений пальцев рук
- Формирование координации пальцев рук и органов артикуляции при выполнении совместных движений
- Упражнения на развитие реципрокной координации рук
II. Коррекционный этап.
Отработка слоговой структуры слова проводится на следующих этапах:
- Уровень гласных звуков
- Уровень слогов
- Уровень слов
- Уровень предложений, фраз, стихов и чистоговорок.
Коррекционная работа на уровне гласных звуков и слогов.
Виды работ:
- Пропевание серии звуков с чёткой артикуляцией, повторение звуков, чтение букв
- Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесения их голосом
- Отстукивание ритма ребёнком, по образцу данным логопедом с разноударным произнесением звука
- Придумывание слога к схеме
- Придумывание цепочки слогов
- Наращивание и уменьшение количества звуков и слогов в цепочке, проговаривание их
- Пропевание с выделением ударного звука и слога
- Чтение и проговаривание слоговой таблицы
Усиление мер коррекционного воздействия:
изготовлена и апробирована игра «Сказочная деревня».
Цель: развивать у детей концентрацию слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти, отрабатывать слоговую структуру слов на уровне звуков и слогов.
Коррекционная работа на уровне слов: (работа проводилась с учетом 14 классов слоговой структуры слов по исследованиям А.К. Марковой)
Виды работ:
- Игры на деление слов на слоги
- Работа над ударным слогом в слове
- Придумывание родственных слов
- Образование новых слов из первых двух слогов
- Упражнения на разбор слов по схеме
- Игры и упражнения на наращивание слов
- Выделение лишнего слова
- Работа над ритмической структурой слова
- Придумывание родственных слов
Диаграмма 2. Сравнительный анализ типов нарушения слоговой структуры слова у детей ОНР в подготовительной к школе группе по состоянию на январь 2012 учебный год.
Диаграмма 2.1. Сравнительный анализ нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР в подготовительной к школе группе по состоянию на январь 2012 учебного года.
1 – с нарушением слоговой структуры слова (66,4%) 2 – чистоговорящие (33,6%)
При обследовании были получены следующие результаты:
Антипация – 33,2% Элизии – 24,9 % Итерации – 8,3%
Число детей, уподобляющих один слог другому сократилось на 8,4%, а детей страдающих элизией – на 8,5%, итерацией – 0,1%.
Из полученных данных было видно, что высоких результатов по преодолению нарушений слоговой структуры достигнуто не было.
Анализ позволил провести корректировку исследовательской работы в плане увеличения частотности, усиления комплекса методических приёмов, способствующих преодолению данного вида речевого нарушения.
Усиление мер коррекционного воздействия:
Изготовлено и апробировано многофункциональное методическое пособие «Ромашка».
Цель: отрабатывать и закреплять с детьми навыки концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти, совершенствовать коррекционную работу на уровне звуков, слогов, слов и предложений.
Уровень предложений, чистоговорок, стихотворений и текстов.
Виды работ:
- Заучивание чистоговорок
- Придумывание чистоговорок по заданному слоговому ряду
- Договаривание и повторение предложений
- Пропевание распевок под музыкальное сопровождение
- Рассказывание текста с одновременным отстукиванием ритма
- Сопряженное проговаривание текстов с взрослым
- Составление предложений со словами сложной слоговой структуры по предметным и сюжетным картинкам
- Изменение слов сложной слоговой структуры по падежам
- Работа с рифмованными словами
- Выбор из нескольких слов того, которое подходит по рифме к фразе
Усиление мер коррекционного воздействия:
Изготовлено и апробировано многофункциональное методическое пособие — сказка «Помоги Алёнушке» по русской народной сказке «Гуси-лебеди».
Цель: повысить интерес детей к занятиям, стремление к точному и правильному выполнению заданий на всех уровнях коррекционного этапа, закреплять правильное произношение слов.
Заключительный этап.
Анализ результатов исследования:
Диаграмма 3. Сравнительный анализ типов нарушения слоговой структуры слова у детей ОНР в подготовительной к школе группе по состоянию на конец 2012 учебного года.
Диаграмма 3.1. Сравнительный анализ типов нарушения слоговой структуры слова у детей ОНР в подготовительной к школе группе по состоянию на конец 2012 учебного года.
1 – с нарушением слоговой структуры слова (8,3%) 2 – чистоговорящие (91,7%)
При подведении итогов проводилось сравнительное изучение динамики формирования слоговой структуры слов у детей в начале, середине, конце учебного года. Были получены следующие результаты:
График 1. Динамика усвоения слоговой структуры у детей с ОНР.
Анализ видов нарушений позволил сделать выводы:
Значительное улучшение наблюдалось у детей, имеющих нарушение, связанное с уподоблением одного слога другому (антипация), с 41. 6% сократилось до 8,3% ,усечением количества слогов (элизии), с 33,4% сократилось до 0%, добавлением слогообразующей гласной (итерацией) с 8,4% сократилось до 0%. Недостаточно высокий показатель был у одного ребёнка, что можно объяснить степенью тяжести речевого нарушения, необходимостью продолжить работу в следующие годы.
В ходе исследовательской работы выяснилось, что применение многофункциональных пособий позволяет значительно улучшить результативность проводимой работы.
Схематическая модель
При фонетическом разборе составляется схематическое отображение слова. На деле это схема в виде цветовых карточек разных форм. Звуковой анализ слова и схема для дошкольников — пример, который способствует созданию образа для восприятия и понимания деталей структуры слова. Форм бывает всего две — прямоугольная или квадратная. А вот цветного отличия множество:
- Синяя карточка квадратной формы — твёрдый согласный звук.
- Зелёная карточка в форме квадрата — мягкий согласный звук.
- Квадрат в красном цвете — гласный звук.
- Два треугольника (синего и красного оттенка), соединённых в один прямоугольник — слог, состоящий из твёрдого согласного и гласного.
- Красный и зелёный треугольник, которые соединены в 1 прямоугольник — слог, состоящий из мягкого согласного и гласных звуков.
Звуковые схемы слов в 1 классе (карточки) имеют свою точную последовательность в цвете и формах. Если правильно пользоваться этим методом, обучение пройдёт быстро и легко.
Используют звуковой анализ слова в 1 классе (схемы и разбор) и дошкольном образовании, как вспомогательный инструмент при обучении чтению. Преподаватель сможет не только рассказать о каждой единице речи отдельно, но научит собирать их воедино и снова разделять. К тому же модель выделяет разницу в произношении между согласными и гласными звуками.
Краткая характеристика гласных звуков
Перед тем, как приступить к анализу слова необходимо выяснить какими особенностями выражены гласные и согласные звуки (фонетика). Рекомендуется в самом начале знакомства с темой звуков детей младшего возраста лучше предлагать информацию о самых простых свойствах. Так как более сложный материал дети будет проходить в школе в старших классах.
В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы]. Гласных букв — десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё». Шесть гласных букв — «о» «и» «а» «у» «э» «ы» — соответствуют звукам. Они могут быть ударными и безударными.
Также в русском языке есть четыре гласные буквы — «я» «ю» «е» «ё» — йотированные, то есть обозначают два звука: («я» — [йа], «ю» — [йу], «е» — [йэ], «ё» — [йо]). Если они идут за согласными, в этом случае они звучат как один звук и дают мягкость предшествующей им фонеме. Но в случае, когда они стоят в начале слова или после «ъ» и «ь» уже звучат как два звука.