Скороговорки на букву Р — 100 сложных скороговорок для развития речи и дикции для детей и взрослых при картавости

11 Счастливый ребенок 29.01.2018

image

Дорогие читатели, все мы наслышаны о пользе скороговорок. И зарекомендовали они себя вполне оправданно – скороговорки развивают и улучшают речь, учат проговаривать все звуки правильно, и, кроме того, прекрасно развлекают и веселят.

Работая в Театральном институте, мы часто сталкиваемся с большими проблемами в речи у студентов. Учат они и скороговорки. Очень трудно бывает и нам, и студентам наверстывать и исправлять то, на что можно было бы обратить внимание в детском возрасте. А ведь правильная, приятная речь – это то, на что мы всегда обращаем внимание при общении с людьми.

Скороговорки считаются шуточным народным творчеством. Издавна люди специально составляли фразы так, чтобы при сочетании определённых звуков затруднить быстрое произношение слов. Как бывает порой непросто проговаривать скороговорки, особенно сложные! Но именно это и является полезным упражнением, помогающим отрабатывать произношение.

Обычно дети бывают в восторге, проговаривая забавные скороговорки. Выучите несколько лёгких фраз и применяйте их в играх с детьми, на прогулках или в поездках. И время будет проходить и весело, и с пользой – игры со скороговорками избавят от скуки, развеселят и улучшат произношение. Пригодятся скороговорки и взрослым – позволят потренировать речевые навыки, а при случае и удивить друзей и коллег умением выговаривать сложные тексты быстро и без запинки.

Сегодня мы рассмотрим скороговорки на букву «р». Именно этот звук очень непросто даётся многим детям. Конечно, если есть сложности с произношением, то нужно обратиться к логопеду, но и позаниматься дома лишним не будет.

Скороговорки для детей на букву Р сложные

В сложных скороговорках дети учат выговаривать сразу два или три сложных звука. Их сочетание довольно непростое, но детям полезно поучиться чётко проговаривать эти звуки.

***

Бобр добр для бобрят. (Буквы: Д, Л, Р)

***

Трое трубачей трубят в трубы. (Буквы: Б, Р, Т)

***

Говорилка говорилке говорила скороговорилку, но другая говорилка не смогла выговорить эту скороговорилку. (Буквы: В, Г, Р)

***

Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертёж. (Буквы: Л, Р, Ч)

***

Весь март кот поёт, второй кот вторит. (Буквы: В, Р, Т)

***

Добрые бобры, бодрые кобры. (Буквы: Б, Д, Р)

***

Крошечные котики ели тортики. Любят тортики крошечные котики. Лапками котики крошили тортики. Котики от тортиков наполнили животики. (Буквы: К, Р, Ш)

***

Купили каракатице кружевное платьице, ходит каракатица хвастается платьицем. (Буквы: К, Р, Ц)

***

Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки. (Буквы: К, Р, Т)

***

В недрах тундры выдры в гетрах Тырят в вёдра ядра кедров. (Буквы: В, Т, Р)

Очень сложные скороговорки

А несколько этих скороговорок особенно непростые, их даже прочитать с первого раза свободно не все могут.

***

Променяла Прасковья карася На три пары полосатых поросят. Побежали поросята по росе, Простудились поросята, да не все. (Буквы: П, Р)

***

Выдра из ведра выпрыгнула, Воду из ведра выплеснула, Выпрыгнуть-то она выпрыгнула, Выплеснуть-то она выплеснула, А обратно впрыгнуть да вплеснуть Не смогла! (Буквы: В, Д, Р)

***

Забыл Панкрат Кондратов домкрат, А Панкрату без домкрата Не поднять на тракте трактор. И ждёт на тракте домкрат Кондрат. (Буквы: Р, П, Т)

***

Скороговор выговаривал скороговорку, выговаривал Да не выговорил. Только всех подряд заговаривал, Не хотел больше скороговор скороговорку выговаривать. Пошел скороговор уши отпаривать. Спросили у скороговоруна: «А скороговорка велика?» И сказал скороговор: «Нет», – вот его ответ. (Буквы: В, К, Л, Р, С)

***

Как известно, бобры добры. Добротой бобры полны. Если хочешь себе добра, надо просто позвать бобра. Если ты без бобра добр, значит, сам ты в душе бобр. (Буквы: Б, Р, Д)

***

Жили-были курочка-пеструшечка и уточка-вострохвосточка. Курочка-пеструшечка выпестрохвостила пестрохвостят, а уточка-вострохвосточка вывострохвостила вострохвостят. У курочки-пеструшечки – пестрохвостята, а у уточки-вострохвосточки – вострохвостята. (Буквы: Р, С, Т)

***

Корабли лавировали, лавировали, лавировали да не вылавировали, Вот какое лавированное лавирование отлавировалось, Что даже лавировщики залавировались и отлавировались, Потому что сие лавирование все силы из них отлавировало. (Буквы: В, Л, Р)

***

У короля Кларика краля, У королевы Карлайлы карлик. Карлик – Карл, а краля – Клара, У Клары кларнет, у Карла кораллы. Клара украла кораллы у Карла, А Карл у Клары украл кларнет. Нет кларнета у Клары, но есть кораллы. У Карла – кларнет, а кораллов нет. Королева Карлайла карала Клару За кражу кораллов у карлика Карла, А Кларик король Карла карал Того, кто кларнет у крали украл. Если бы Карл не крал у Клары, Клара тогда бы не крала кораллы, Слушал бы Кларик кларнет своей крали, А Карл подарил кораллы Карлайле. (Буквы: К, Л, Р)

Советы, как улучшить дикцию речи

Нарушения речи у взрослого могут привести к аналогичным проблемам у его детей, поскольку они склонны копировать манеру произносить слова у окружающих.

Справиться с проблемой помогут различные скороговорки и чистоговорки.

Часто проблемы с дикцией становятся причиной комплексов как у детей, так и у взрослых. Неправильное произношение звуков, глухая невнятная речь, нарушения артикуляции делают затруднительным общение с окружающими. Проблемы с качеством речи при нормальном слухе (дислалия) встречаются у половины детей, но в младшем возрасте с ними легко справиться. В старшем возрасте придется посвятить больше времени и сил, чтобы исправить уже ставшие привычными ошибки.

Для развития произношения существует несколько основных направлений:

Артикуляционная гимнастика.

Этот вид гимнастики направлен на тренировку всех групп мышц, участвующих в воспроизведении слов. Она задействует верхнее и нежнее небо, язык, губ, нижнюю челюсть. Самые простые упражнение, которые можно выполнять в любой обстановке, – это зевание с закрытым ртом, круговые движения нижней челюстью, надувание и втягивание щек, движения языком. Можно вытягивать губы трубочкой, пытаться улыбнуться с наряженным ртом. Множество упражнений подойдут для выполнения детьми. Даже самых маленьких можно увлечь этим занятием, если выполнять его в форме игры.

Усложнить артикуляционную гимнастику можно, если совмещать выполнение упражнений губами и языком с другими физическими занятиями. Для этого подойдут бег, приседания, любая физическая активность.

Логопедический массаж.

Логопедический массаж – способ включить в работу мышцы артикуляционного аппарата, когда они не могут участвовать в артикуляционной гимнастике. Обычно назначение на массаж органов речи дает врач. Это может быть логопед или невролог, если существует необходимость уменьшить или повысить тонус мышц шеи, головы, губ, языка, неба. Доктор определяет вид массажа (расслабляющий или стимулирующий), а инструктор ЛФК, логопед или дефектолог должны следовать рекомендациям.

Правильное дыхание.

Глубокое дыхание в сочетании с правильной осанкой помогут говорить четко, громко, не глотая окончаний. Часто человеку просто не хватает воздуха, чтобы закончить фразу или предложение, отсюда возникает скомканность речи, сокращения слов на целые окончания.

Развить привычку правильно держать спину помогут физические упражнения, йога. Для детей подойдет старое проверенное упражнение – хождение с книгой на голове.

Произнесение отдельных звуков и слогов.

Тренировать дикцию можно с произношения отдельных звуков. Сначала обращают внимание на парные гласные звуки, затем переходят к согласным. Для развития правильного произношения проговаривают обычно пары слов для разных звуков. Например, сонорный звук «Р» тренируют, произнося «пожар-пожарь» или «рад-ряд».

Скороговорки и чистоговорки.

Взрослый человек может без подготовки сразу приступать к чтению скороговорок. Для каждой проблемной буквы существуют короткие или длинные четверостишия, стихотворения или просто предложения, делающие упор на тренировку одного или пары звуков.

Смысл скороговорок не в быстром произношении, а в правильном. Сначала нужно научиться говорить фразу целиком медленно, проговаривая все слова и звуки. Когда получится произносить без ошибок, темп можно увеличить. Начинать тренировки можно с трех-пяти актуальных простых скороговорок. Скороговорки для дикции желательно менять через пару недель. Специалисты рекомендуют тренировать дикцию на тех чистоговорках и четверостишиях, которые при первом прочтении вызывают больше затруднений.

Тренировать артикуляционный аппарат, выполнять гимнастику или произносить фразы лучше перед зеркалом.

Чтобы выявить нарушения и отследить прогресс, рекомендуется записывать свою речь на диктофон. Для занятий с ребенком можно придумать или подобрать веселые стишки, которые следует произносить нараспев.

Чтобы улучшить качество речи, нужно учиться говорить медленно, выговаривать все буквы. Для этого подойдет чтение вслух с определенной интонацией и тембром. Поле начала занятий улучшения будут заметны уже через пару недель.

Чтобы выявить свои проблемные звуки и сочетания, можно попробовать прочитать самую длинную скороговорку:

  • В четверг 4-го числа, в 4 с четвертью часа, лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но 33 корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, и потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, что дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Брандебурга – бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле, да и Клара-краля в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары крал кораллы, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары 2 этих вора дрова воровали; но грех — не смех – не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, – вот и не до бомбардира ворам было, но и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей; зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, 2 дрова, 3 дрова – не вместились все дрова, и 2 дровосека, 2 дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сама овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сенька Соньку с Санькой на санках: санки – скок, Сеньку – в бок, Соньку – в лоб, все – в сугроб, а оттуда только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, саше на шоссе Саша нашел; Сонька же – Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и 3 ватрушки – аккурат в медовик, но ей не до медовика – Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, – перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола – Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что – вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, у ужа – ужата, у ежа — ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять 5 ребят съели 5 опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, да 1666 пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, – о всем о том охало кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин – зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка – не пытка.

Автоматизация звука «р» в стихах

Обучение в виде игры всегда проходит легче и веселее, поэтому хорошая идея закреплять в речи сложный звук с помощью забавных стихов-скороговорок.

Иринка

Посмотрите на Иринку: Ест Иринка мандаринку. Съест Иринка мандаринку – Бросит корочки в корзинку.

Хорь

Хмурый-хмурый ходит хорь – На него напала хворь. Смотрит хитрая куница Сверху с пихты на хоря: – Ты сходил бы, хорь, в больницу, Не вздыхал, не охал зря. У тебя, наверно, хорь – Корь! В. Суслов

Стрекоза

Стрекоза, стрекоза – Как фонарики, глаза. – Спи, – баюкает лоза… Будто дремлет стрекоза, Но глаза-фонарики Ищут, где комарики. В. Мусатов

Теремок

Терем, терем, теремок. Звери строили домок – Ставенки резные, Двери расписные. Пришел медведь, Принялся реветь: – В теремок пустите! Двери отворите! Выходили звери, Отворяли двери. Смотрят на мишку: – Велик ты слишком! Теремок сломаешь, Зверей распугаешь! Уходи, медведь! Перестань реветь! И. Лопухина

***

Спорили, ссорились Андрей с Григорием: – Я, – говорит Андрей, – Переговорю тебя быстрей! – А я, – говорит Григорий, – Быстрей тебя переспорю! А рядом стоял Кирилл, Смотрел на них, говорил: – Помирись, Андрей, с Григорием! Григорий, с Андреем не ссорься! Андрею Григория не переговорить, Не переспорить Григорию Андрея. Я один сумею вас уговорить, Помирить, передружить сумею! И. Лопухина

***

У реки росла рябина. А река текла, рябила. Посредине глубина, Там гуляла рыбина. Эта рыба, рыбий царь, Называется пескарь. Г. Сапгир

Марина

У моей сестры Марины щёки, словно мандарины. А сама сестра Марина чуть побольше мандарина. С. Коган

Варежки

Варежки у Вари пропали на бульваре. Воротилась Варя вечером с бульвара, И нашла в кармане варежки Варвара! Е. Благинина

Буква Р

Пять лет Серёже в январе, пока четыре, пятый, но с ним играют во дворе и взрослые ребята. На брата сердится сестра. Её зовут Марина, а он стоит среди двора, кричит: «Ты где, Малина?» Твердит Марина: «Рак, ручей». Марина учит брата. Он повторяет: «Лак, лучей», – вздыхая виновато. Сестра твердит: «Прижми язык, прижми покрепче к нёбу». Он, как прилежный ученик, берётся за учёбу. Она твердит: «Скажи – метро. В метро поедем к дяде». «Нет, – отвечает он хитро, – В автобус лучше сядем». А как на санках, например, он с гор летает смело. Серёже только буква «р» немножко портит дело. Не так легко сказать «ремень», «мороз», «река», «простуда». Но вот в один прекрасный день с утра случилось чудо. Чихнула старшая сестра, он крикнул: «Будь здорова!» А ведь не мог ещё вчера сказать он это слово. А. Барто

Что делать, если картавишь?

Специалист, который реально может помочь излечить картавость и научиться не картавить букву “р” — это врач-логопед. Профессиональные знания никогда не бывают лишними. Тем более, что ротацизм, так еще называется картавость, — явление довольно распространенное среди взрослых и детей.

Правильная постановка звука, работа с артикуляционным аппаратом, логопедический массаж языка, специальные упражнения для исправления картавости — все это есть в арсенале специалиста-профессионала. И все это способно вернуть вам свободу в общении и удовольствие от звучания собственного голоса.

Обращение к логопеду, чтобы разучиться картавить, особенно актуально для родителей малышей старше 6 лет. До этого возраста, пока идет развитие речевого аппарата, нечеткое произношение буквы “р” считается нормальным.

Исправление картавости возможно и в домашних условиях.

Скороговорки на Р и Л

Два таких неподдающихся звука «р» и «л», и есть скороговорки, в которых их можно отрабатывать сразу оба.

***

Валерий кавалерию Раскрасил акварелью. Карьером кавалерия Скачет у Валерия.

***

Валя варежки вязала, Варя валенки валяла.

***

Ел Валерик вареник, А Валюшка ватрушку.

***

Звала по малину Марина Галину, Галина Марину Звала по калину.

***

Валин валенок провалился в прогалинок.

***

Арина грибы мариновала. Марина малину перебирала.

***

В речке плавает карась, Линь, плотва и сом, Золотая рыбка С золотым хвостом.

***

Варвара караулила цыплят, А ворона воровала.

***

Варвара варенье доваривала, Ворчала и приговаривала.

***

Взял Валерка тарелку, Взял Валерка поднос. Мне тарелку Валерка На подносе понёс.

***

Вертлявый ветер вырывал Ворота как вертушки, Ворчливый ворон воровал Вечерние ватрушки.

***

Гравёр Гаврилов выгравировал гравюру.

Что такое картавость?

Картавость — это дефект речи, при котором нарушено произношение звука “р”. А точнее — искажено, заменено другими звуками или вообще отсутствует.

Самые сложные слова для картавых людей — это слова с буквой “р”:

Вместо “р” картавый человек произносит звуки “г” (кран-кган), “д” (красный-кдасный), “л” (паровоз-паловоз), “ы” (рыба-ыыба), “в” (крутой-квутой), “й” (рысь-йысь) или пропускает совсем (рука-ука).

И надо сказать, это не лучшим образом сказывается на качестве жизни из-за эмоционального дискомфорта.

Почему так происходит? Почему люди картавят?

Ссылка на основную публикацию
Похожее