Рефлексы новорожденного — это подарок природы, помогающий ребенку адаптироваться и выжить в незнакомом мире. В норме все стереотипные реакции возникают и исчезают в строго определенное время. Некоторые автоматизмы появляются в первые минуты жизни малыша и вскоре угасают, другие развиваются позже и сохраняются на долгие годы.
Фото с сайта pixabay.com
Отсутствие или недостаточно яркое проявление рефлексов может свидетельствовать о психоневрологических проблемах в развитии ребенка. Оценку соответствия реакций возрасту младенца дает врач-неонатолог в роддоме или невропатолог, принимающий в детской поликлинике. В случае заметных нарушений назначается адекватное лечение, но кое-что родители могут сделать сами в домашних условиях.
Основные рефлексы
Какие рефлексы в норме должны быть у новорожденного? Природа постаралась наделить малыша рядом адаптивных реакций, помогающих ему быстрее приспособиться к окружающему миру. С первых минут жизни у младенца просыпаются врожденные (безусловные) реакции. Именно они становятся основными для крохи и руководят всеми его действиями.
Постепенно на смену безусловным рефлексам приходят условные. У новорожденных они формируются на базе врожденных и обеспечивают должный уровень взаимодействия с внешним миром.
С какими безусловными рефлексами рождается ребенок? В педиатрии принято выделять две группы основных автоматизмов:
- сегментарные двигательные;
- миелоэнцефальные позотонические.
Первые связаны с движением и сосанием, вторые — с удержанием тела в пространстве и регуляцией мышечного тонуса.
Таблица основных врожденных рефлексов новорожденного
Рефлекс | Описание |
Сосательный | Если положить новорожденному в рот палец, он начнет делать сосательные движения |
Защитная реакция | При укладывании младенца на животик он непроизвольно поворачивает голову в сторону |
Опоры и шага | В вертикальном положении новорожденный выпрямляет ноги и упирается стопами в пол, при наклоне вперед делает автоматические шаги |
Хватательный Робинсона | Врожденные хватательные движения игрушки или пальца, вложенного в кисть малыша |
Поисковый Куссмаули | Касание щеки или уголка рта стимулирует младенца повернуть голову и вытянуть губы в поисках пищи |
Галанта | Для рефлекса характерно изгибание позвоночного столба дугой (иногда с выпрямлением ноги) в сторону от касания |
Хоботковый | Если коснуться губ новорожденного пальцем — он непроизвольно вытянет их вперед |
Врожденный Переса | Проведение пальцем по остистым отросткам позвоночника снизу вверх вызывает отрицательную реакцию у младенца. Ребенок начинает кричать, двигать конечностями, выгибать спинку |
Бабкина (ладонно-ротовой) | При надавливании на ладони малыш наклоняет голову и открывает рот |
Моро (стартовый) | Рефлекс провоцируется различными способами: ударом в ладоши на расстоянии 15 см от головы, приподниманием ножек и таза над поверхностью, неожиданным сгибанием ног. Ребенок разводит руки в сторону и расслабляет пальчики, затем возвращает конечности назад |
Бауэра | Врожденный рефлекс спонтанного ползания. При укладывании на живот малыш делает ползающие движения |
Установочный | При повороте головы новорожденный поворачивает в ту же сторону все туловище |
Шейный тонический | Поворот головы вбок вызывает сгибание руки с той же стороны и выпрямление с другой. При наклоне головы вперед младенец сгибает обе руки |
Основные рефлексы новорожденного и их значение для выявления нервно-психических нарушений у младенца трудно переоценить. Именно с помощью врожденных реакции специалисты обнаруживают отклонения в развитии малыша на самых ранних этапах развития. Адекватно проведенная терапия помогает устранить проблемы и вырастить здорового ребенка.
Торможение
Внешнее безусловное торможение (врожденное) осуществляется действием на организм очень сильного раздражителя. Прекращение действия условного рефлекса происходит из-за активации нервных центров под влиянием нового стимула (это запредельное торможение).
При воздействии на исследуемый организм одновременно нескольких раздражителей (свет, звук, запах), происходит угасание условновыработанного рефлекса, но со временем активируется ориентировочные рефлекс и торможение исчезнет. Такой вид торможения называется временным.
Условное торможение (приобретенное) не возникает само по себе, его необходимо выработать. Существует 4 вида условного торможения:
- Угасательное (исчезновение стойкого условного рефлекса без постоянного подкрепления безусловным);
- дифференцировочное;
- условный тормоз;
- запаздывательное торможение.
Торможение необходимый процесс в нашей жизнедеятельности. При его отсутствии в организме происходило бы много лишних реакций, не несущих пользы.
Пример внешнего торможения (реакция собаки на кошку и команда СИДЕТЬ)
Отличие безусловных и условных рефлексов
Врожденные (безусловные) рефлексы проявляются с первых часов рождения и одинаковы для всех малышей без исключения. Они не зависят от пола, национальности и места жительства ребенка. Помогают младенцу приспособиться к окружающему миру и вскоре исчезают за ненадобностью.
Условные рефлексы новорожденных возникают по мере накопления малышом жизненного опыта и отражают быт и привычки семьи, некоторые моменты воспитания, национальные устои. Приобретенные рефлексы индивидуальны и помогают младенцу приспособиться к изменяющимся факторам среды.
Например, формирование распорядка дня является не чем иным, как условным автоматизмом. Новорожденный первого месяца жизни привыкает питаться и спать в определенное время, что заметно облегчает уход за ним.
Слюноотделение у человека при виде лимона – какой рефлекс
Это условный вид. Он образуется благодаря тому, что насыщенный вкус лимона провоцирует слюноотделение настолько часто и сильно, что в результате простого взгляда на него (и даже воспоминания о нем) запускается ответная реакция.
У человека, в отличие от животного, условный вид вырабатывается быстрее. Но для всех механизм един – совместное предъявление стимулов. Одного, вызывающего безусловный рефлекс, и другого – индифферентного.
Например, для подростка, упавшего с велосипеда под какую-то конкретную музыку, в дальнейшем возникающие неприятные чувства под эту же музыку могут стать приобретением условного рефлекса.
Причины нарушений
Иногда безусловные рефлексы новорожденных запаздывают или проявляются не в полную силу. Причин такого состояния может быть много:
- парез лицевых нервов и конечностей;
- ДЦП, поражение ЦНС;
- асфиксия во время родов;
- умственная отсталость;
- родовая травма;
- соматические заболевания;
- мышечная гипотония;
- повреждение спинного мозга;
- внутричерепные поражения.
Несмотря на такое обилие причин, отсутствие врожденных рефлексов у новорожденных и грудных детей не всегда говорит о патологии. Если младенец появился на свет раньше времени или с маленьким весом, сроки появления некоторых безусловных автоматизмов могут смещаться. Сравнительные данные приведены ниже.
Таблица врожденных рефлексов у новорожденных по месяцам:
Автоматизм | Доношенные младенцы | Дети, родившиеся раньше срока |
Сосательный | С рождения до возраста 3–4 лет | С рождения до возраста 3–4 лет |
Хватательный Робинсона | С 0 до 3–4 мес. | С 2 недель до 4 месяцев. Реакция ослаблена |
Защитный | С первого дня до 2 мес. | С 6–10 дня до 2 мес. |
Опоры и шага | С 0 до 2,5 мес. | С 1 до 3–4 месяцев. Рефлекс часто угнетен |
Поисковый Куссмаули | С 0 до 3–4 мес. | С 3 дня до 3–4 мес. |
Галанта | С 5–6 дня до 3–4 мес. | С 1 месяца до полугода |
Хоботковый | С 0 до 2–3 мес. | С 1 до 2 мес. |
Врожденный Переса | С 0 до 3–4 мес. | С 0 до 3–4 месяцев. Происходит замедление обратного разгибания |
Бабкина (ладонно-ротовой) | С 0 до 3 мес. | С1 до 3,5 мес. |
Моро (стартовый) | С первых суток до 4–5 мес. | С 1–2 месяцев до полугода |
Бауэра | С 3–4 дня до 4 мес. | С 1 до 6–8 месяцев. Рефлекс ослабленный |
Шейный тонический | С 1 до 4 недель | 2–4 недели |
Установочный | С 1 до 4 мес. | С 1,5 до 4 мес. |
При отставании в появлении врожденных автоматизмов на два и более месяца можно говорить о задержке развития и искать причины. Однако не всегда отсутствие рефлексов свидетельствует о заболевании. Если новорожденный ребенок сыт, для него нехарактерны сосательные и поисковые движения.
Когда надо беспокоиться родителям?
Беспокойство родителей должны вызывать слабые рефлексы новорожденных, что, как правило, связано с родовой травмой, асфиксией. Иногда запоздание врожденных рефлексов вызвано реакцией на некоторые медикаменты или болезнью малыша. Часто, слабость безусловных рефлексов наблюдается у недоношенных деток.
Полное отсутствие рефлексов – угрожающее жизни младенца состояние, требующее проведения немедленных реанимационных процедур. Причин тому может быть множество, от гипоксии при беременности и асфиксии в родах до пороков развития.
Безусловные рефлексы новорожденных – подарок природы человеку, позволяющий адаптироваться ему к новой среде. Своевременности их проявления и угасания придают большое значение, поскольку это являются верным признаком здоровья ребенка. Но необходимо помнить, что резервы организма человека огромны и не изучены в полной мере.
Не всегда неблагоприятный неврологический прогноз, основанный на рефлексах, оправдывает себя. Поэтому, несмотря на то, что некоторые рефлексы новорожденных могут развиваться с запозданием или отсутствовать вовсе, организм младенца способен восстанавливаться и ребенок может вырасти здоровым.
Как выработать рефлекс?
Фото с сайта kolobok.ua
Нужно ли искусственно вырабатывать отстающий врожденный рефлекс у младенца? Взгляды специалистов на этот счет расходятся. Представители старой школы считают, что раз автоматизмы все равно скоро угаснут, то стараться нет смысла. Однако большинство педиатров настаивают на стимуляции безусловных рефлексов у новорожденных и грудных детей.
Самым простым и эффективным способом развить основные врожденные автоматизмы у младенца считается гимнастика. В домашних условиях можно выполнять следующие упражнения:
- Развитию установочного и опорного рефлексов способствует удержание новорожденного около груди в вертикальном положении при одновременном постукивании по ступням.
- Врожденное умение ползать стимулируют приставлением к стопам открытых ладоней. Малыш при таком движении получает точку опоры и начинает двигаться намного активнее.
- К шаговому рефлексу новорожденного побуждают постановкой на ножки с поддержкой подмышками.
- Хватательный навык развивают дачей ярких игрушек и указательных пальцев.
Заниматься самостоятельной стимуляцией врожденных рефлексов у новорожденного следует только после консультации у детского невропатолога. Врач порекомендует комплекс упражнений и подскажет, на какие именно автоматизмы нужно обратить внимание.
Одновременно с безусловными необходимо стимулировать и условные рефлексы у новорожденных. Для этого достаточно подвесить над кроваткой яркие игрушки, положить недалеко от младенца влекущие предметы — малышу захочется дотянуться и взять их в руки. Сначала движения будут спонтанными, а затем все более управляемыми.
Как развивать ребенка в 1 месяц
Каждый ребенок индивидуален, у него свой собственный ритм развития. Родители могут помочь ему, если будут использовать разные методики воспитания, полезные для социального развития.
Социальное развитие
Маме нужно чаще смотреть ребенку в глаза, тогда он будет учиться узнавать ее лицо. Если малышу улыбаться и изображать забавные гримасы, кроха будет внимательно изучать выражение лица. Если младенца укачивать на руках и нежно обнимать, он будет расслабляться и чувствовать себя в безопасности.
Если в 1 месяц малышку нежно обнимать и танцевать с ней под спокойную музыку, она будет чувствовать успокоительный ритм движения. Когда родители отвечают на сигналы, которые использует малыш, чтобы выразить и описать свои эмоции, ребенок будет чувствовать, что о нем заботятся, его обращение было услышано, и перестанет беспокоиться.
Эмоциональное и психическое развитие
Детки развиваются намного быстрее, если с ними заниматься. Время бодрствования месячного малыша составляет около 3-4 часов в сутки. В этот период маме нужно находиться рядом с ребенком и чем-то его занимать. Кроха нуждается в маминой защите, ласке и заботе. Мама должна как можно чаще брать малыша на ручки, наклоняться над его кроваткой, улыбаться и всячески привлекать его внимание. Разговаривать с ребенком необходимо также во время кормлений, пеленания, купания на ночь.
Очень полезно включать тихую музыку, так как она активизирует работу головного мозга. После купания обязательно делать легкий массаж тела. Он будет успокаивать малыша и оказывать положительное влияние на нервную систему.
Обратите внимание! Плач – это единственный сигнал, который может подать ребенок, если его что-то беспокоит. Также карапуз может протестовать плачем, когда мама хочет одеть на него одежду. Когда в семье тихая и спокойная атмосфера, малыш будет чувствовать себя в безопасности, следовательно, нормально развиваться.
Малыш в кроватке с игрушками
Что делать, если врожденные рефлексы слабые или отсутствуют?
У некоторых грудничков физиологические рефлексы новорожденного запаздывают, а иногда и вовсе не появляются или развиваются очень вяло. Как быть в этом случае? Для начала прекратить волноваться. Случается, что врожденные автоматизмы через некоторое время появляются сами и развиваются дальше как положено. Это объясняется тем, что нервная система новорожденного очень неустойчива и может давать сбои.
О неврологическом диагнозе стоит говорить, если у ребенка в 1 месяц по-прежнему отсутствует часть врожденных рефлексов. В этом случае необходимо обратиться к невропатологу и пройти с малышом полное медицинское обследование. Возможно, потребуется сменить нескольких специалистов, прежде чем найдется действительно хороший доктор, способный помочь новорожденному.
Для того чтобы вернуть малышу здоровье, усилий одного врача недостаточно. Важно, чтобы родители принимали самое активное участие в восстановлении врожденных рефлексов у ребенка. Лечение следует начинать как можно раньше и прекращать только после того, как новорожденный догонит по развитию своих сверстников.
Автор: Елена Медведева, врач, специально для Mama66.ru
Таблица с нормами роста, веса, окружностей
Таблица физических показателей развития ребенка в один месяц
Показатель | Мальчики в 1 месяц | Девочки в 1 месяц | Среднее значение в 1 месяц |
Вес, г. | 3400-5800 | 3200-5500 | 4200-4500 |
Рост, кг | 50,8-58,5 | 49,8-57,6 | 53,7-54,7 |
Окружность головы, см | 34,9-39,6 | 34,2-38,9 | 36,5-37,3 |
Окружность грудной клетки, см | 34,1-38,9 | 34-38,1 | 36,1-36,5 |
Это усредненные показатели, развитие каждого ребенка проходит по индивидуальному графику, но есть границы норм, при выходе за которые младенца необходимо показать доктору.
Функции рефлексов новорожденных детей
Первый месяц жизни малыши совершенно беспомощны, из-за вынужденной адаптации к новой обстановке они пребывают в растерянном и взбудораженном состоянии. Безусловные рефлексы новорожденных детей являются, по сути, механизмом приспособления к существованию вне утробы матери. Если младенческий организм не может нормально выдавать неосознанные реакции, то его жизнедеятельность в окружающей среде осуществляется неправильно. Согласно мнению педиатров, безусловные рефлекторные действия у младенцев выполняют следующие функции:
- обеспечивают здоровую и полноценную жизнь;
- защищают развивающийся организм от неблагоприятных факторов среды;
- заменяют в первый месяц после рождения условные реакции.
Высшая нервная деятельность
Высшая нервная деятельность (ВНД), осуществляемая корой больших полушарий, обеспечивает наиболее совершенную адаптацию человека и животных к постоянно меняющимся условиям внешней среды, лежит в основе высших психических функций человека, таких как мышление, память, сознание и обучение.
«Отец русской физиологии» — И.М. Сеченов написал книгу «Рефлексы головного мозга», где выдвинул теорию о рефлекторном принципе, который лежит в основе деятельность ВНД. Эти идеи продолжил и развил И.П. Павлов, который экспериментально доказал, что условные рефлексы лежат в основе ВНД.
Изучая пищеварительную систему, вы узнали об опыте И.П. Павлова, с помощью которого он изучал механизм слюноотделения. Проведя эксперименты Павлов обнаружил, что часть рефлексов относятся к врожденным — постоянным, а другая — приобретенным.
При многочисленном совпадении условного (сигнального) и подкрепляемого им безусловного раздражителя формируется условный рефлекс. То есть условный рефлекс всегда возникает на базе безусловного при многократном совпадении вышеуказанных раздражителей.
Условные и безусловные рефлексы
Сейчас более детально разберем отличия условных рефлексов от безусловных:
- Приобретенные — врожденные
- Индивидуальные — групповые
- Неспецифичные — специфичные
- Изменчивые — постоянные
- С корой — без коры
Механизм формирования условного рефлекса
Изучение условных рефлексов тесно связано с Павловым и его учениками. Сейчас и мы с вами проведем эксперимент над собакой.
Предположим, что нам нужно выработать у животного рефлекс слюноотделения в ответ на включение света. В качестве безусловного раздражителя будем использовать пищу, а в качестве условного — включение лампочки.
За несколько секунд до того, как мы дадим корм собаке, необходимо включить лампочку. Если мы повторим подобную манипуляцию несколько раз, то у собаки закрепится условной рефлекс на включение лампочки, и в дальнейшем слюноотделение будет начинаться уже в момент включения лампочки.
Этот эффект обусловлен тем, что в головном мозге собаки возникает временная связь между зрительным центром (в затылочной доле КБП) и пищевым центром. По мере повторения нашей манипуляции эта временная связь становится более крепкой — происходит замыкание и формирование условного рефлекса.
Торможение рефлексов
Процессы торможения являются обязательными спутниками процессов возбуждения в нервной системе. Первым открыл и описал процесс торможения Сеченов, доказавший, что раздражение нервных центров промежуточного мозга угнетает рефлекторную деятельность спинного мозга.
Павлов развивал учение Сеченова и также изучал процессы торможения. Он пришел к выводу, что в нервной системе процессы возбуждения и торможения взаимосвязаны и протекают непрерывно. Более того, благодаря торможению условный рефлекс носит наиболее точный и совершенный приспособительный характер по отношению к окружающей среде.
Павлов описан два вида коркового торможения:
- Безусловное (внешнее)
- Условное (внутреннее)
Безусловное (внешнее) торможение связано с возникновением в коре головного мозга нового (внешнего) очага возбуждения, вызванного действием какого-либо стороннего раздражителя (резкий звук, сильный шум). Действие этого раздражителя вызывает ослабление или полное исчезновение текущего условного рефлекса.
Это врожденное торможение, оно не требует выработки, поэтому Павлов и назвал его безусловным (внешним).
Условное (внутренне) торможение возникает в том же самом участке коры, где находится центр условного рефлекса. Развивается условное торможение постепенно. Вспомните, как мы выработали у собаки условный рефлекс на включение лампочки. Если мы перестанем давать пищу, а лампочку продолжим включать, то постепенно слюноотделение у собаки угаснет — это и есть условное торможение.
Для того, чтобы условный рефлекс сохранялся, нужно как можно чаще его подкреплять: в нашем случае свет (условный раздражитель) подкрепляется пищей (безусловным). Если перестать включать лампочку, перед тем как дать собаке еду, то постепенно условный рефлекс ослабеет и исчезнет. Такой процесс называют угасание — исчезновением условного рефлекса, однако при желании его можно будет создать вновь.
Учение Павлова о первой и второй сигнальных системах
У животных имеется только первая сигнальная система. Павлов рассматривал ее как совокупность нервных структур, с помощью которых происходит восприятие окружающего мира органами чувств. Сигналами в первой сигнальной системе служат запах, цвет, звук — они вызывают безусловные рефлексы и служат основой формирования условных рефлексов .
Павлов доказал и то, что у животных отсутствует вторая сигнальная система. Его опыт состоял в помещении обезьяны на плот посреди озера. Обезьяна могла перебираться с помощью шеста на два других плота. На одном из них находился черпак и бак с водой, на другом плоте начинался пожар. Обезьяна тушила пожар, совершая сложные действия: каждый раз она перебиралась на плот с баком воды и черпала воду оттуда, вместо того, чтобы зачерпнуть воду из озера, которое находилось гораздо ближе. Следовательно, животные не способны к обобщению и абстрактному мышлению.
В процессе трудовой деятельности и общения у человека возникла вторая сигнальная система, тесно связанная с возникновением речи. Здесь специфическим раздражителем являются слова, в которые человек вкладывает смысл, какое-либо понятие.
Слова имеют обобщающее значение, что послужило основной для возможности обобщения, абстрагирования и оперирование понятиями. Язык закрепляет в словах результаты деятельности человека, поэтому вы можете представить обезьяну, даже если ее не видите. Благодаря устной и особенно письменной речи становится возможным передача опыта будущим поколениям. За любую книгу, в том числе и этот учебник, также стоит сказать отдельное спасибо именно второй сигнальной системе.
Типы темперамента
Павлов выделил четыре типа темперамента, в зависимости от силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов в коре больших полушарий. Холерик — легко возбудимый тип, сангвиник — уравновешенный. Флегматик — процессы возбуждения и торможения слабой силы, упорны и прилежны в работе. И, наконец, меланхолик — процессы возбуждения и торможения неуравновешены и слабы — весьма ранимы и слабовольны, склонны к глубоким переживаниям.
Эмоции, мышление и память
Эмоции — субъективные реакции человека на внешние и внутренние раздражители. Эмоции могут быть положительными и отрицательными, они отражают субъективные переживания по поводу объективной окружающей действительности.
Мышлением называют совокупность умственных процессов, направленных на познание окружающей действительности и благодаря которым человек осознает суть явлений и вещей — в результате мышления формируются понятия. Различают элементарное мышление, присущее всем животным (первая сигнальная система), и абстрактное мышление, свойственное только человеку (вторая сигнальная система).
Память — способность нервной системы (мозга), заключающаяся в возможности закрепления, сохранения и дальнейшем воспроизведении полученной информации. Исходя из времени хранения информации память подразделяют на кратковременную и долговременную.
Любая полученная нами информация сначала попадает в кратковременную память, только при многократном воспроизведении эта информация переходит в долговременную память. Выделяют следующие виды памяти: зрительная, слуховая, двигательная, осязательная, смешанная.
Сон
Сном называют состояние угнетения сознания, в период которого снижаются все виды чувствительности. В норме продолжительность сна у взрослого человека 7-8 часов, у новорожденных продолжительность сна достигает 18-20 часов в день. Во время сна происходит перемещение полученной за день информации в долговременную память. При отсутствии сна свыше 1-2 недель возможен летальный исход.
Различают две фазы сна: медленную и быструю, которые несколько раз чередуются за одну ночь. Фаза медленного сна заключается в физиологическом отдыхе всех систем организма: снижается ЧСС и артериальное давление, температура тела. Активнее начинают выделяться гормоны, действие которых сопряжено с восстановлением тканей.
Фаза быстрого сна — именно та фаза, в которую мы видим сновидения. В этом промежутке активно двигаются глазные яблоки, дыхание может учащаться, руки совершают движения. Эта фаза возникает примерно каждые 60-80 минут (после фазы медленного сна). Таким образом, за одну ночь мы видим множество сновидений, большинство из которых забываем. К слову, различные «умные» будильники ловят именно момент фазы быстрого сна, в который человека легче всего разбудить, и при пробуждении обычно запоминается сновидение.
Сновидение является своеобразным представлением полученной информации в виде зрительных образов. Замечу интересный факт, что всех людей, которых мы видим во сне, мы уже когда-то видели наяву. Это могло быть лицо случайного прохожего, встретившегося нам несколько лет назад: подобная информация спрятана глубоко в подсознании.
Многим из нас, в том числе и мне, доводилось бывать в состоянии измененного сознания — осознанном сновидении. Это удивительно, но порой во время сна человек может осознать, что он спит, его сон нереален, и его можно менять, как только вздумается. После таких моментов испытываешь чрезвычайную эйфорию, сны с собственным сценарием запоминаются надолго.
Заболевания
Сомнамбулизм (устаревшее — лунатизм) — болезненное состояние, при котором люди совершают какие-либо действия, находясь в состоянии сна. Чаще всего снохождение возникает в период неполного пробуждения после глубокой фазы сна. Приступ лунатизма может длиться до нескольких часов, чаще всего лунатизм встречается у детей.
Это состояние известно с древних времен, однако его причины до сих пор остаются загадкой. Также нет сведений, вредит ли внезапное пробуждение лунатику в состоянии снохождения или нет. Чаще всего лунатики выполняют стереотипные действия: вставание, уборка, хождение, после которых они ложатся в постель и наутро ничего не помнят о произошедшем.
Иногда действия лунатиков несут опасность для них самих и окружающих. Известны случаи, когда лунатики уезжали за сотни (!) километров от своего дома, после пробуждения они оказывались в другой части страны совершенно дезориентированными.
© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2020
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию
.