Дисграфия у младших школьников: коррекция, причины

image
  1. Что такое дисграфия?
  2. Как определить дисграфию?
  3. Причины возникновения дисграфии?
  4. Связь устной и письменной речи
  5. Виды дисграфии
  6. Можно ли справиться с дисграфией?
  7. Коррекция дисграфии при помощи логопедической работы

В последнее время специалисты все чаще встречают детей, имеющих проявления дисграфии. Едва пройдя первые шаги обучения письму, некоторые школьники (или дошкольники), попадают в тяжелое положение. Они совершают грубые ошибки при написании текста. Такие, которые, казалось бы, не могут объясниться ничем, кроме невнимательности или недостаточного прилежания. Дисграфия часто связана с дислексией.

Зеркальное написание букв, сращение слов, масса грамматических ошибок, неразборчивый и неаккуратный почерк — такое письмо вызывает недоумение учителей и негодование родителей. Детей считают отстающими хотя при этом они могут неплохо разбираться в математике, логически мыслить, хорошо успевать по другим предметам.

Такое нарушение письменной речи называется дисграфией и связано оно вовсе не с нежеланием ребенка учиться грамоте, а с недостаточно развитыми функциями некоторых отделов мозга.

Что такое дисграфия?

Под дисграфией понимают нарушение письма, характеризующееся систематически повторяющимися фонетическим ошибками, неверным написанием похожих букв. При этом ошибки эти в письменной речи проявляются постоянно, являются типичными и не зависят от знаний ребенком правил русского языка.

Диктанты детей с дисграфией пестрят красными чернилами исправлений, по мере взросления письмо не улучшается, несмотря на все приложенное усердие. Письменные задания вызывают у ребят исключительно отрицательные эмоции, снижают самооценку и иногда приводят к депрессии.

Тот факт, что ученики с дисграфией выявляются не только в начальной школе, убеждает в том, что сама собой эта проблема не решается и требуется помощи специалиста.

О чем стоит помнить родителям

image

Не стоит ребенка ругать за ошибки и по несколько раз заставлять переписывать текст. Такими действиями вы привьете малышу неуверенность и отобьете у него желание заниматься письмом, чтением. Хвалите ребенка за успехи, но не перехваливайте. Не нужно показывать свою озабоченность проблемой, иначе у него может возникнуть чувство неполноценности.

Однако стоит отметить что, несмотря на кажущую простоту и доступность методик, заниматься с ребенком самому без регулярных консультаций специалиста неразумно. Это может привести к потере времени и незначительным результатам. При таком нарушении у детей в качестве замещения дефекта может быть хорошо развита зрительная память. Таким детям не нужно предлагать делать упражнения на поиски допущенных ошибок. Это для ребенка – «медвежья услуга».

Диктанты стоит писать медленно, проговаривая все буквы, знаки препинания перед началом работы, во время письма.

Как определить дисграфию?

Если у вашего ребенка наблюдаются отдельные ошибки в письме или эти ошибки связаны с правилами грамматики, скорее всего эта статья не для вас. Проблема успеваемости должна решиться более усердным изучением правил русского языка.

Дисграфия проявляется совсем иначе:

  • Пропускаются буквы и даже слоги в словах.
  • Смешиваются близкие по звучанию звуки (ж-ш, д-т, ц-т, ц-с и т. д.).
  • Заменяются похожие по написанию (ш-щ, в-д, м-л).
  • Буквы пишутся как бы в зеркальном отображении.
  • Сращиваются ближайшие слова или даже предложения.
  • Нарушается грамматическое согласование слов, неправильно строится речь.
  • Почерк неразборчивый, строчные буквы заменяются прописными и наоборот, наблюдается пропуск знаков препинания.

Еще одним типичным отличием дисграфии является стойкость ошибок и отсутствие связи с теоретическими знаниями правил и норм языка.

Проявления заболевания

Проявляются признаки дисграфии ошибками в написании букв, находящихся в сильной позиции (например «прафый» вместо «правый»), в пропуске букв не только в длинных, но и в коротких словах. Стоит отметить, что обычные ошибки возникают в слабой позиции (например «малако» вместо «молоко»).

Также ребенок:

  • пропускает буквы, слоги, переставляет их местами;
  • заменяет похожие слова по звучанию;
  • добавляет лишние буквы, слоги в слова;
  • искажает написание букв, например, пишет зеркально;
  • не отличает парные согласные (например «в-ф», «б-п»).

Чтобы записать предложение ребенку нужно помнить порядок написания каждого элемента всех букв, сохраняя смысловую последовательность, не забывая при этом разграничения слов. При нарушении дифференциации звуков, произношения, анализа или пространственного представления может начаться развитие патологии.

Стоит отметить, что ошибки не уходят в процессе обучения на протяжении длительного периода. Если у ребенка наблюдаются такие симптомы, необходимо проконсультироваться у логопеда.

Причины возникновения дисграфии?

Корни этого явления лежат в недостаточности работы речевого, зрительного и слухового анализаторов, т. е. ребенок не в состоянии производить анализ и синтез речи. Эти нарушения происходят из-за недоразвития зон головного мозга, выполняющих данные функции. Этиология состояния может быть обусловлена:

  • Неврологическими нарушениями вследствие внутриутробной гипоксии или кислородного голодания в процессе тяжелых родов.
  • Тяжелыми последствиями для мозга и нервной системы инфекционных болезней, перенесенных в раннем детстве.
  • Черепно-мозговыми травмами, произошедшими в детстве.
  • Социальными факторами — педагогической запущенностью, неправильной речью в детском окружении, недостаточностью речевых контактов, билингвизмом.

Освоение письменной речью напрямую связано со сформированностью всех сторон речевой функции, поэтому в группу риска по возникновению дисграфии попадают дети с ЗПР, ОНР, фонематическим недоразвитием и нарушением звукопроизношения. Именно поэтому крайне важно к школьному возрасту пройти обследование у логопеда и скорректировать имеющиеся проблемы.

Является ли дисграфия самостоятельным заболеванием, и можно ли ее предупредить

Можно смело утверждать, говоря о диагнозе «дисграфия», что это не самостоятельная болезнь, так как она обычно сопровождает какие-то патологии неврологического характера, нарушения слуха, двигательного аппарата, слухового или зрительного анализатора.

Возможность предупреждения названной проблемы – до сих пор открытый вопрос. Специалисты считают, что профилактика дисграфии в принципе невозможна, так как в современной медицине нет четкого понимания причин возникновения данной патологии. Зато абсолютно реальным является выявление риска дисграфии или ее ранних признаков еще до поступления в школу, что может значительно облегчить борьбу с ней.

Обычно к таким относят детей из двуязычных семей, переученных левшей, деток с нарушением воспроизведения звуков, а также концентрации внимания и памяти. Таких ребят стоит показать логопеду и провести с ними специальное тестирование, чтобы иметь возможность как можно раньше начать коррекцию.

Связь устной и письменной речи

Большое значения для благополучного освоения письма имеет развитая устная речь. Чтобы слово было написано правильно, ребенок должен услышать все имеющиеся в нем звуки и проанализировав их, выбрать нужную букву.

Нарушения фонематического слуха, сопутствующие разным отставаниям развития речи, не дают возможность грамотно написать слова. Неправильное произнесение звуков влияет на правильное их понимание и анализ. В случаях более серьезного нарушения слуха, Вам поможет сурдопедагог.

Для того, чтобы освоить письмо, необходимо согласованное развитие фонематического слуха, речи, а также зрительного восприятия букв.

Кроме того, на формирование письменной речи оказывают большое влияние и другие аспекты. Как известно, за устную речь «в ответе» левое полушарие. Предметные символы и изображения — сфера ответственности полушария правого.

Своевременное развитие межполушарных связей, сформированность деятельности каждого из полушарий обеспечивают развитие письменной речи. Именно поэтому довольно часто проявления дисграфии встречаются у левшей.

И как же ему помочь?

Для каждой из этих проблем — свои способы коррекции. Скажем, если проблемы связаны со слуховым восприятием, ребенку нужны занятия с логопедом. Как правило, нужна консультация нейропсихолога, который выяснит, в чем проблемы у этого конкретного ребенка и расскажет, как с ним заниматься.

Для каждой из описанных проблем существуют специальные упражнения, которые с ребенком могут делать специалисты, а могут даже родители, если специалист их обучит. Изложить это все в пределах небольшой колонки невозможно, поэтому сошлюсь на книги, в которых об этом можно прочитать:

  • Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. СПб, Питер, 2008.
  • О. Семенова, Ц. Шамликашвили. Почему ребенку трудно учится и как ему помочь. Нейропсихологический подход. М., Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2010

Более подробный список можно найти на сайте Ассоциации родителей и детей с дислексией.

Для детей 5−7 лет существует серия пособий, нацеленных специально на работу с конкретной проблемой — это, например:

  • Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева. Школа умножения. Методика развития и коррекции внимания у детей 7−9 лет. М., Изд-во В. Секачев, 2017
  • Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева, Н. Г. Манелис, Т. Ю. Хотылева. Путешествие с Бимом и Бомом в страну математику. М., Теревинф, 2017
  • А. Е. Соболева. Пишем без ошибок. Нейропсихологический тренажер для начальной школы. М., Эксмо-пресс, 2018

Детям нравятся упражнения в игровой форме. Вот на этом видео, например, Александра Соболева, руководитель НИЦ детской нейропсихологии им. А.Р. Лурия, рассказывает об играх для коррекции дислексии и дисграфии, которые Центр создал, а издательство «Айрис-пресс» опубликовало.

Интересную методику коррекции дислексиии и дисграфии предложила нейролингвист Светлана Дорофеева. Методика называется D-Fit, основана на нейропсихологическом понимании причин трудностей обучения и позволяет добиться устойчивого эффекта за несколько недель интенсивных занятий. Светлана Дорофеева создала ее для своего сына и подробно описала этот опыт в своей статье.

Виды дисграфии

Исходя из типичных проявлений специалисты выделяют несколько видов дисграфии:

  • Акустическая. Главным симптомом является замена на письме букв, сходных по звучанию. У ребенка нарушен процесс распознавания фонем, при этом со звукопроизношением проблем нет.
  • Артикуляционно-акустическая. Ее можно описать очень просто «как слышится — так и пишется», то есть ребенок переносит на бумагу слова в том виде, как он их слышит сам от себя. При этой форме имеют место неправильное произнесение звуков, фонематическое восприятие. Для того, чтобы справиться с проблемой, необходимо «поставить» ребенку звуки. Форма нарушений в языковом синтезе и анализе. При этом типе дисграфии дети пропускают при написании буквы и слоги, путают раздельное и слитное написание приставок и предлогов, сращивают слова, не дописывают их до конца. Эта форма встречается чаще всего.
  • Аграмматическая. Текст при такой форме дисграфии пишется наперекор всем правилам грамматического согласования — и в предложениях, и в словосочетаниях. Слова не согласуются между собой, неправильно ставятся окончания и т. д.
  • Оптическая форма проявляется в графическом написании букв. Ребенок может «забывать» лишнюю палочку при написании буквы или наоборот приписать еще одну-две, зеркалит их, путает при письме буквы, схожие по внешнему виду.

Диагностика

Каких детей можно отнести в категорию склонных к дисграфии?

  • дети, которые пишут левой рукой;
  • переученные левши, пишущие правой рукой;
  • из двуязычных семей;
  • имеющие другие проблемы с речью (зрр, эхолалия, логоневрозы);
  • с нарушениями внимания и памяти;
  • слишком рано начавшие обучение в школе;
  • дети, которые в процессе письма регулярно пропускают буквы, не дописывают слово;
  • с нарушениями фонетического восприятия (пишут «том» вместо «дом»);
  • неправильно произносят слова и пишут так же («лак» вместо «рак»).

Речевая карта

Для диагностики онр у детей и последующей коррекции существует специальный метод анкетирования – речевая карта. Речевая карта помогает провести всестороннее обследование онр у ребенка, в том числе нарушения речевого стоя, умения произносить и различать звуки, анализировать и синтезировать состав слова, навыки чтения и письма. В целях ознакомления приводим примеры лучших речевых карт, применяемых логопедами для диагностики и коррекции онр у детей.

  • Логопедические карты для диагностики речевых нарушений Е.Д. Дмитрова.pdf
  • Авторская скрининг-диагностика к.п.н. доцента кафедры логопедии и олигофренопедагогики_Лариной_Е.А.pdf

Можно ли справиться с дисграфией?

Ругать и наказывать ребенка с дисграфией за плохую учебу абсолютно бессмысленно. Тем самым можно только навредить. Он и сам, скорее всего, переживает из-за большого количества ошибок и того факта, что не может справиться с лавиной трудностей. Родителям важно понять, что в данном случае требуется помощь специалиста. Процесс коррекции, несомненно, не очень быстрый, однако при совместных усилиях с дисграфией вполне можно справиться.

Так как дисграфия обусловлена недоразвитием определенных структур мозга, часто ребенку назначается медикаментозная терапия. Однако одними таблетками ситуация не исправится, главную работу по коррекции берет на себя логопед.

Кроме того, на помощь должны прийти родители. Обязательно придется выполнять заданные логопедом упражнения дома, делать уроки и школьные задания, следуя рекомендациям специалиста. Важно также поддерживать ребенка в его занятиях. Дети-дисграфики часто глубоко переживают свою проблему, опасаясь наделать все больше ошибок. В связи с этим возможны прогулы школы, уклонение от выполнения домашней работы, а значит, появятся и более серьезные проблемы с обучением. Миссия родителей в данном случае — оказывать всемерную поддержку, создавать позитивный настрой и заинтересованность в результате.

Лечение

Дисграфия включена в МКБ-10, лечением этого заболевания занимаются врачи-психиатры. В англоязычных странах для дисграфиков разработаны специальные учебные программы, к сожалению, в России такой возможности пока нет.

Коррекция дисграфии должна начинаться в детском саду. Это заболевание можно преодолеть только с помощью специальных методик и приемов, которыми в совершенстве владеют логопеды. Стандартная школьная программа не сможет устранить дисграфию у младших школьников.

Скорректировать полностью ее не удается никому, но приблизить к идеалу правильность написания слов можно.

Занятие с логопедом может протекать в виде игры. У младших школьников используются магнитные буквы для создания слов. Этим способом подкрепляется зрительное восприятие элементов букв. Ребенок должен писать диктанты, чтобы улучшить восприятие звуков на слух. Дома с родителями можно поиграть в историка, писать буквы на бумаге при помощи перьевой ручки и чернил.

Особое внимание надо уделять выбору ручек и карандашей. Лучше всего для ребенка покупать ручки с неровными поверхностями, они массируют дистальные концы пальцев рук, посылая, таким образом, дополнительные сигналы к головному мозгу. Фломастеры и карандаши также необходимо выбирать не гладкой формы (например, треугольной).

Оптическая дисграфия корректируется регулярными письменными упражнениями.

Чтобы быстрее овладеть навыком письма можно использовать гелевую ручку. Она поможет более отчетливо прописать элементы букв.

Для того, чтобы скорректировать почерк необходимо в среднем 3 недели занятий. Для этих целей можно купить специальную пропись или школьную тетрадь. При написании слов нужно прописать буквы в каждой клеточке.

Оптическая дисграфия устраняется путем тренировки зрительной памяти. Ученику предлагается нарисовать несколько букв мелом на доске, в воздухе или вылепить их из пластилина.

Существует несколько книг и пособий, например «Оптическая дисграфия». В них представлены примеры специальных занятий. Эти книги могут приобрести родители самостоятельно и заниматься с ребенком дома.

Родители должны набраться терпения и не ругать своих детей за ошибки в письме. Нельзя заставлять его часами заниматься уроками и лишать за плохие оценки полноценного отдыха и развлечений. Ребенок должен полностью доверять своим родителям, не должно быть панического страха перед ними. Только совместными усилиями с педагогами и психологами можно побороть дисграфию.

Коррекция дисграфии при помощи логопедической работы

Для того, чтобы наладить письменную речь, логопеду необходимо диагностировать и восполнить пробелы в произношении звуков, фонематическом восприятии, развить грамматическую сторону речи и расширить словарный запас ребенка.

В занятия по коррекции дисграфии входят:

  • Работа над правильной артикуляцией и воспроизведением звуков.
  • Тренировка фонематического слуха.
  • Анализ звуков, а также работа над пониманием звукобуквенного состава слова.
  • Тренировка письма включает регулярное проведение диктантов, поиск указанных педагогом букв в тексте, игры в слова, запоминание написания букв.
  • Важное место занимает также упражнения для мелкой моторики и улучшению межполушарных связей.

Все логопедические занятия строятся с обязательный учетом психологических особенностей ребенка, его речевого развития и типа проявлений дисграфии. Кроме того, важно выработать у учащегося положительный настрой к работе и психологическую составляющую речи, стимулировать его к занятиям и достижению результата.

Дисграфия у детей накладывает негативный отпечаток на весь процесс обучения, поэтому родители должны вовремя отслеживать процессы развития речи у своего ребенка и при появлении тревожных звоночков обращаться к логопеду для коррекции.

Несколько слов о методике Мазановой Е. В.

Отлично описала работу с детьми, имеющими диагноз «дисграфия», Мазанова Е. В. в своих работах, посвященных разным видам данной патологии. Для каждого из них учитель-логопед высшей категории разработала содержательные и красочные рабочие тетради и альбомы. Методики этого автора широко используются специалистами для практических занятий и приносят, судя по отзывам, ощутимый успех.

Так, например, Мазанова советует для лучшего запоминания буквенного образа предлагать детям лепить их из пластилина, писать в воздухе, обводить по готовому контуру, пытаться найти различия в оптически сходных буквах, находить определенную букву при наложении нескольких изображений друг на друга и т.п.

Но, несмотря на кажущуюся доступность и простоту методик, разработанных для коррекции дисграфии, хочется еще раз обратить внимание родителей на то, что заниматься самостоятельно без регулярных консультаций со специалистом с ребенком, страдающим этой патологией, неразумно. Вы потеряете драгоценное время и добьетесь минимальных результатов!

Советы для учителей

Итак, как же учителю выстроить работу с классом, в котором обучается дисграфик? Очевидно, что даже если школьный уклад и формат обучения не очень комфортны и полезны всего для одного ученика, игнорировать это нельзя. Необходимо помогать ученику, испытывающему сложности, при этом не забывая уделять внимание всем детям в классе.

Проконсультируйте родителей, как подобрать правильную канцелярию

Подбор канцелярских принадлежностей – это исключительно важный ритуал при подготовке к школе, которым, впрочем, в последнее время многие пренебрегают. Обучаясь письму, ребенок-дисграфик испытывает очень много напряжения, физически ощутимого. Поэтому нелишним будет сделать все, что может облегчить его тернистый путь. Выбор подходящих ручек и карандашей, которые удобно подолгу держать в руке, – одна из таких мер. Ручки должны быть трехгранными с мягкой резиновой подушечкой, которая, в свою очередь, может быть покрыта маленькими пупырышками для массажа пальцев ребенка.

Мы уже говорили, что дисграфия является абсолютно самостоятельным нарушением со своей собственной природой происхождения и протекания. Тем не менее дисграфия может возникать вместе с дислексией, на фоне дислексии. Дети-дислексики часто испытывают трудности с прочтением текста на белом фоне, соответственно, при сопутствующей дисграфии они могут с трудом писать на белых листах. Наблюдайте за тем, как ребенок реагирует на разные цвета. Позвольте ему писать в тетрадях с цветными листами.

Работайте с логопедическими тетрадями для дисграфиков

Сейчас существует много специальных рабочих тетрадей с упражнениями для коррекции дисграфии. Учителя могут использовать их в своей ежедневной работе. Более того, выполнять специальные логопедические упражнения для коррекции или предупреждения дисграфии будет полезно и детям без нарушения способности писать: это поможет развить чуткость к звукам и буквам, стать внимательнее и собраннее.

Помогайте детям развивать внимательность

Дисграфия очень часто сопровождается рассеянностью внимания, что мешает ребенку двигаться сквозь тернии новых знаний, больших пластов новой информации. Введите практику в начале, середине или конце каждого урока уделять несколько минут выполнению упражнения, развивающего внимательность. Это отразится на общем самочувствии и успеваемости всех учеников.

Давайте время на отдых

Дети с нарушениями способности к обучению (дисграфики, дислексики и пр.) устают значительно быстрее других детей, так как в течение школьного дня испытывают много стресса, переживают эмоциональное и умственное напряжение. Чуткий учитель всегда знает, в какие моменты стоит предоставить детям немного времени на отдых и восстановление. Причем отдых – это далеко не всегда «ничегонеделание». Отдыхом может оказаться любая смена деятельности, творчество, разговор.

Предоставьте детям возможность выбирать форму выполнения домашнего задания

Испытывая трудности с письменной речью, дети могут проявлять талант в других областях: в рисовании или музицировании, в способности мыслить непосредственно, образно, аналитически. Большинство учителей привыкли задавать домашнее задание в письменной форме, и именно на письменное выполнение заданий ориентированы почти все школьные учебники: «напиши сочинение», «ответь на вопрос письменно», «опиши проведенный опыт». Из-за этого дети часто не имеют возможности раскрыть себя в той сфере, в которой им бы, возможно, очень хотелось это сделать. Если в вашем классе обучаются дисграфики, старайтесь задавать домашнее задание, которое можно было бы выполнить в различных формах. Возможно, вместо сочинения ребенок может записать устный ответ на диктофон? Составить таблицу или интеллект-карту? Нарисовать иллюстрацию? Важно пробовать, чтобы находить оптимальные варианты.

Проверяйте тетради, используя разные цвета

И все же без письменных заданий вам не обойтись: они важны для обучения всех детей. Для ребенка-дисграфика, который дополнительно занимается с логопедом-дефектологом, письменная практика в разумных объемах будет исключительно полезна. Проверяя письменные задания дисграфиков, учителю стоит использовать разные цвета: с помощью одного цвета можно корректировать ошибки грамматические, а с помощью другого – смысловые. Забудьте о раздражающих красных чернилах и обращайте внимание на маленькие успехи ученика.

Ссылка на основную публикацию
Похожее