Ребенок становится старше, вырастает из возраста погремушек, и родители стремятся завалить его игрушками, часто не задумываясь о том, нужны ли они малышу. Для правильного выбора необходимо представлять себе, какое воздействие оказывают игрушки на развитие ребенка. Обдуманным их подбором вы обеспечите правильное и гармоничное, разностороннее развитие малыша.
Игрушки для детей 2 лет.
Игрушки на 2 года
Игра — это практически вся жизнь ребенка 2-3, так как игровая деятельность является главным занятием малыша на данном этапе развития. Важна игра и для психологического комфорта: ребенку сложно высказать собственные переживания и проще передавать их во время игры.
Это — продолжение рассказа об игрушках. Большинство игрушек для детей 1 года интересны и детям в 2 года.
Поэтому: мячи, кубики, пирамидки, конструкторы и прочее — нужны. Но мы не повторяемся.
Цвета
Обычно в этом возрасте малыш уже знает основные цвета. Игры с ребёнком двух лет для изучения цветов могут включать в себя следующие задания:
- попросите сложить все кубики, колечки или другие предметы одного цвета вместе;
- показывая тот или иной объект, говорите, какого он цвета, и просите повторить;
- учите новые цвета, но не больше 1 цвета за одно занятие;
- объясните малышу такое понятие, как оттенки и попросите показать все предметы одного цвета, но разных оттенков.
Если вашему малышу не удаётся сразу разобраться с оттенками или отличить малиновый он розового или сиреневого – не переживайте. Такие навыки появляются у детей ближе к трём годам, а то и к четырём.
Игрушки для детей 3 лет
Игрушки для детей 3 лет — те же самые, что и у двухлеток, но постепенно усложняется сама игра, появляются социальные и ролевые игры, прогулки ставновятся активнее, а порой и экстремальнее.
Например, классическая игрушка на 2 года — большой самосвал на веревочке для песочницы. А трехлетке будет интереснее с машинками поменьше, но количество их можно увеличить, чтобы игрушки могли соревноваться, «общаться» и быть вовлеченными в общую игру.
Оптимальная игрушка каталка на 2 года — с палочкой, а на 3 года — на веревочке. Мозаика для трехлеток может быть мельче, чем подобная игрушка на 2 года. И так далее)
Как использовать развивающие игрушки.
Безусловно, какие бы развивающие игрушки для детей от 2 лет вы ни покупали, ваш малыш не сумеет играть в них самостоятельно. Ему надо помочь организовать свое время и обязательно принимать участие в его играх. Для этого крайне важно:
- Искренне интересоваться игрой с малышом.
- Давать ребенку задания, которые ему по силам.
- Не доводить игру до того, как малыш устанет.
- Стараться подключать к игре все органы чувств ребенка.
- Разнообразить игру разными видами деятельности.
Игрушки для песочницы
Есть дети, которых из песка буквально не вытянуть, и есть равнодушные к копанию в песке дети. Игрушки для песочницы в любом случае нужны, цена вопроса невелика:
- попробовать — вдруг понравится;
- лепить куличики в мамой — хорошее развивающее занятие;
- для обмена на другие игрушки на детской площадке.
Кроме того, ведерко — универсальный предмет игры для складывания чего угодно.
Игры с песком очень полезны в развитии координации движений и мелкой моторики, для знакомства с новыми понятиями: сухое/мокрое, большое/маленькое, плоский/объемный, изучения различных форм и структур. Сооружая различные башенки и куличики из песка, ребенок развивает воображение и сообразительность, приобретает навыки и опыт общения с детьми, сюжетной и ролевой игры, манипулирования одной игрушкой для разнообразных действий. Осваиваются понятия «свое» и «чужое».
Инсценируя в песочнице разнообразные сюжеты, ребенок более старшего возраста условно решает свои проблемы, освобождается от переживаний и страхов, что является основой для популярной «песочной терапии«. То есть игрушки для песочницы нужны не только в 2-3 года, но и на весь дошкольный период развития и познания.
Подборка игрушек для песочницы в магазине Акушерство
Другая подборка песочных наборов в май-шоп
Познаём, что вокруг
Интересные занятия, позволяющие малышу познавать окружающий его мир, можно проводить как дома, так и на улице. Находясь на прогулке, обязательно катайте малыша на горках, качелях, каруселях. Можете также познакомить малыша с турником и другими предметами на спортивной площадке.
Если вы просто идёте по улице, то старайтесь обращать внимание ребёнка на проезжающий мимо транспорт, людей, животных и насекомых, растения, здания, прочее. При этом можно делать акценты на том, что трамваи ездят только по рельсам, машины по дорогам, самолёты и птицы летают, рыбы и корабли плавают и т.д. Также в этом возрасте можно начинать обучать малыша правилам дорожного движения, обращая его внимание на светофоры и пешеходные переходы.
Дети двух лет дома также могут познавать предметы, которые их окружают. Например, можно попросить ребёнка рассказать о том, что он видит за окном, показать части тела на себе или игрушке, показать, какие звуки издает то или иное животное и т.д. Также можно знакомить его с различными предметами, которые есть у вас в доме, и просить показать, где они должны лежать. Так он не только будет познавать окружающий мир, но и приучаться к порядку.
Мозаика
Магнитные или традиционные мозаики, мягкие мозаики из эва — вариантов много. Не обязательно иметь все. Я бы выделила
- магнитную мозаику на холодильник (с гибким магнитным элементом, не царапающим поверхность) — альтернатива развлечению игре на кастрюлях, пока мама занята делами на кухне;
- крупную мозаику на прозрачном поле для создания картин по образцам;
- классическую мозаику «на ножках» — как только малыш перестанет тянуть в рот все подряд.
Самые разные мозаики для ребенка здесь
Мозаика с шуруповертом на алиэкспресс
Занятия в соответствии с возрастом
Развитие ребенка – непрерывный процесс. Его успешность обеспечивается активным участием родителей в проведении занятий, игр и упражнений. На импровизированных уроках ребенок расширяет свой словарный запас, формирует восприятие, логику, память и внимание, развивает творческие способности, тренирует силу и выносливость. Основные условия проведения занятий – хорошее настроение малыша и строгие временные рамки (10 минут).
Любое задание выполняется в непринужденной игровой форме. Нельзя заставить малыша учиться, можно лишь мотивировать его новым развлечением.
- Для увеличения словарного запаса нужно больше читать малышу. Чтение должно быть четким, внятным. Интонация — плавной, но не монотонной. Во время чтения вовлекайте малыша в разговор. Например: «Собачка нарисована. Собачка бежит. Ванечка, куда бежит собачка?» Та же методика используется при просмотре мультфильма по телевизору или на компьютере.
- Для развития речи проводят артикуляционную гимнастику. Такая гимнастика может сочетаться с упражнениями при задержки речевого развития (ЗРР), назначенными лечащим врачом. В случае отставания от сверстников применяют упражнения-недопонималки (родитель делает вид, что не понимает жесты малыша, вынуждая его произносить слова) и игры для развития мелкой моторики рук.
- Азы арифметики и геометрии закладываются в возрасте двух лет. Начните с изучения фигур от простого к сложному. Затем освойте счет до 10. К примеру: «Посмотри, вот 2 желтых треугольника и 1 красный квадрат». Малыш заодно познакомится с цветовой гаммой. Используйте 3-4 цвета. Когда ребенок перестанет в них путаться, приступите к изучению дополнительных оттенков. Так, играя с кубиками, предложите подать вам тот, что синего цвета. Для закрепления результата отсортируйте с карапузом игрушки по цветам. Не заставляйте их называть. Главная задача – создать соответствие зрительного образа звуковой оболочке слова. Следующий шаг – изучение размеров. Ребенок научится определять, большая, средняя или маленькая машина проехала.
- Для улучшения памяти подойдут игры с перестановкой и исчезновением игрушек. Попросите малыша вернуть все обратно или определить, что поменялось.
- Творческие занятия формируют воображение. Не ограничивайте ребенка в действиях. Пусть он нарисует или слепит из пластилина и теста ту фигуру, которую придумал. Так он самовыражается.
- Наряду с классическими занятиями можно внести нотку креатива в эстетическое развитие малыша. Попробуйте приобщить его к кляксографии – рисованию красками с помощью камней. Камень причудливой формы опускается в краску и прикладывается к бумаге. Малыш пытается проявить фантазию и определить, на что похож этот след. Рисование парафином поначалу не вызывает интереса, ведь на картинке не остается следов от детских художеств. Но стоит лишь покрыть бумагу акварелью, как появляется полноценный рисунок.
- Развивалки детей должны включать в себя и двигательную активность. Физические упражнения развиваю ловкость, хорошую координацию, укрепляют здоровье. Дома выполняйте утреннюю гимнастику, на улице больше бегайте и играйте в подвижные игры.
- Для развития чувства музыки и ритма включайте ребенку тематические детские песни и классические композиции. Мелодии побуждают малыша потанцевать. Разучите несколько простых и веселых движений.
Настольные игры
Двухлетка уже отлично видит одинаковые предметы, поэтому игра в детское лото и домино — прекрасно развлечение и развитие одновременно.
Ближе к трем годам можно пробовать играть в несложные «ходилки», мемори, картонные пазлы.
Особенно актуальны компактные настольные игры в путешествии с ребенком.
Какой пазл выбрать для малыша — подробный обзор
Речь и слух
В возрасте 3-2 лет вы уже можете начинать учить буквы и цифры. Глядя на кубики или карточки с буквами, малыш будет постепенно знакомиться с ними и к 3 годам сможет даже узнавать и называть их на улице и на других предметах. Также в этом возрасте можно начинать учить небольшие стишки. При этом важно, чтобы стишок был весёлым и интересен малышу.
Для ребёнка 2 лет свойственно много разговаривать. Развивать навык общения можно с помощью специальной игры:
- возьмите карточки с животными;
- покажите малышу одну карточку, назовите животное, изображённое на ней, повторите звук, которое оно издаёт, и опишите его;
- теперь дайте карточку малышу и попросите его также рассказать об этом животном.
Вместо карточек с животными, можно использовать карточки с предметами, насекомыми, игрушки или же любой другой предмет, который находится в комнате, в том числе шкаф.
Развивать речь можно также с помощью комплекта для развития речи «Говорим с пелёнок», который содержит в себе множество обучающих игровых материалов.
Для развития слуха вы можете играть в такую игру:
- возьмите музыкальную игрушку, включите её и спрячьте где-нибудь в комнате;
- позовите ребёнка и попросите его найти её, ориентируюсь по звуку.
Также можно поиграть с малышом в другую игру:
- возьмите непрозрачную пластиковую баночку или коробок;
- насыпьте в выбранную вами ёмкость крупу, спички, пуговицы, камешки либо другие мелкие предметы, и покажите её малышу;
- потрясите баночкой, чтобы он услышал звук;
- когда малыш услышит все звуки, можете насыпать в ёмкость мелкие предметы так, чтоб малыш не видел их, а потом просить его угадать по звуку, что именно спрятано в коробочке.
Наклейки
Наклейки любят 99,9% детей. Лучше, конечно, выбирать многоразовые, с большим полем А3. Например, Панорамка с многоразовыми наклейками и развивающий Плакат-игра с многоразовыми наклейками. Более долговечные аналоги — Магнитный театр, Нано-стикеры, «вечные» виниловые наклейки, например как от Melissa & Doug Набор стикеров с фоном «Джунгли и Саванна».
Яркие и крупные тематические наклейки можно предлагать малышам примерно с 10-месячного возраста. Хорошие серии многоразовых наклеек:
Серия книг Мои первые наклейки многоразовые
Серия книг Мои первые развивающие наклейки Многоразовые
Серия книг Многоразовые наклейки
Серия книг Книжки с наклейками/дополни картинку
Память и внимательность
Для того чтобы развивать внимательность ребёнка и память, вы можете использовать специальные игровые наборы и развивающие игрушки для детей 2 лет, или же воспользоваться подручными средствами.
«Умница» – программа развивающих занятий и игр, способная развить память, внимательность, самоконтроль и другие интеллектуальные способности. В этот набор входит книга для родителей, книжка с заданиями и играми, 4 книги для развития той или иной способности, а также карточки, кубики, поле для игр и 4 игрушки, позволяющие оживить любую историю.
«Мышление. Комплект для развития характера». В набор входит книга, рассказывающая родителям о данной методике, а также 30 книжек с персонализированными сказками, которые способны развить такие черты характера, как: оригинальность, память, дальновидность, беглость, наблюдательность, логику и любознательность. Помимо этого, в комплекте имеется игрушка-варежка, призванная оживить сказку и сделать её более интересной.
Что лишнее. Довольно простая игра, в которую можно играть, используя уже имеющиеся игрушки, или же взять любые другие предметы.
- Возьмите 3-4 предмета и покажите их малышу, чтобы он запомнил.
- Попросите его отвернуться и, пока он не видит, быстро удалите одну из игрушек.
- Попросите ребёнка повернуться, посмотреть и сказать, какой именно игрушки не хватает.
После того как малыш поймёт, как играть в такую игру, можете начинать увеличивать количество предметов.
Кроме того, вы можете не прятать один из предметов, а наоборот добавлять новый. Теперь малышу нужно будет сказать, какой игрушки раньше не было.
Взаимосвязь. Положите несколько предметов и попросите ребёнка собрать из них пары. Например, это может быть замок и ключ, стакан и бутылка, новогодний шарик и ёлочка. Намного проще будет играть в эту игру, если у вас есть карточки с изображёнными на них предметами или же бумага, на которой они нарисованы, и их просто нужно соединить между собой линиями.
Такое занятие развивает мышление, мелкую моторику, а также координацию глаз и рук.
Поиск отличий. Для этого вам всё-таки понадобятся картинки, на которых будет не больше 2-3 отличий. Найти их можно в интернете и распечатать дома на принтере.
Дайте малышу две картинки и попросите его указать, чем они отличаются друг от друга. Если у него не получается, дайте подсказку. Главное, не выполняйте это задание вместо ребёнка. После того как у него начнет получаться искать отличия, можно будет перейти на картинки с большим количеством отличий.
Окошки. Для этой игры вам также понадобится распечатать материалы. Найдите рисунок многоквартирного дома в интернете с большим количеством окон и распечатайте его в количестве 2 штук (минимум). Раскрасьте несколько окошек в одном домике и покажите его малышу. Попросите его запомнить, какие именно окошки светятся. После этого дайте ему домик с нераскрашенными окнами и попросите раскрасить.
Напёрстки. Для данной игры вам понадобится шарик, небольшая конфетка или печенье, а также три разноцветных стакана или миски.
Дальше игра идёт как обычно. Шарик кладут на стол, накрывают стаканом и начинают менять стаканчики местами. В результате малышу нужно будет отгадать, где именно находиться шарик. После того как малыш поймёт, как играть в напёрстки, можно начать использовать стаканчики одного цвета и начинать двигать их быстрее.
Несмотря на то, что у многих игра напёрстки ассоциируется с мошенниками, она развивает у ребёнка внимательность, наблюдательность, координацию глаз и остроту зрения.
Развиваем общую и мелкую моторику
Детские психологи прочно связывают моторику с общим развитием ребенка. Каждое движение крохи работает на его интеллектуальные и речевые способности. Ребенка двух лет можно занять:
- Пальчиковой гимнастикой: лепка, аппликация, рисование.
- Игрой с рамкой-вкладышем.
- Расстегиванием кнопок, пуговиц, молнии. Если есть желание, пусть научится застегивать пуговицы и молнию.
- Учимся снимать и надевать одежду (шапки, носки, варежки).
- Переливаем воду и пересыпаем крупу, используя воронку, чайник, кувшинчик, лейку (купите детскую посуду).
- Мытье рук. Учим кроху самостоятельно мыть ручки. Обучение идет мягко, без принуждения. Одновременно показываем, как открывать и закрывать кран, выдавливать из бутылочки жидкое мыло, намыливать им руки.
- Наливаем в стакан мыльную воду, даем малышу венчик, чтобы он взбивал воду.
- Заполняем блюдечко водой, кладем в нее круглые шарики (контейнеры киндеров), даем сыну или дочке ложку и просим выловить предметы. Вынутый предмет складываем в стакан без воды.
- Используем для набора воды пипетку или клизму: набираем-выливаем.
- Собираем воду с помощью губки и выжимаем губку.
- Берем бумагу и бутылку. Ребенок должен сильно скомкать бумагу и получившийся комочек протолкнуть в горлышко бутылки.
- Игры с прищепками и шнуровкой.
- Складываем узоры из макарон, палочек, фасоли.
- Ребенка до 3 лет учим соединять линиями точки на бумаге. Используем задания в детских книжках и журналах.
- Перекладываем мелкие предметы (бусины, горох) пинцетом.
- Подбор крышек к бутылкам и баночкам. Учим их закручивать и откручивать.
- Играем в складывание пирамидок, используем сортеры, рамки-вкладыши.
Занятия по изучению свойства предметов
Люди на протяжении всей своей жизни сталкиваются с разными предметами. И зная их свойства, легко определиться с их применением. Чтобы ребенку изучить свойства предметов, нужно их запомнить. Одновременно со знакомством со свойствами предметов, развивается абстрактное мышление, осязание и обоняние, малыш учится сопоставлению. Ребенок усваивает определения предметов ( широкий — узкий, короткий — длинный, низкий – высокий) ; развивается осязание (гладкий — шершавый, холодный – горячий, мягкий – твердый); совершенствуется обоняние ( нахождения различий в запахах, вкусах различных продуктов).
Книги для детей – роль в развитии
Книга – прекрасный подарок на новый год или день рождения, особенно для малыша трех лет. Хотя сейчас много современных устройств, на которые можно скачать электронный вариант книги, но намного приятнее перелистывать вместе с ребенком бумажные страницы, указывать на нарисованный предмет, а не виртуальный. Книга никогда не разрядится в отличие от гаджета, смотря на нее вы будете вспоминать приятные моменты единения с ребенком.
Развивающая книга поможет ребенку развиваться интеллектуально
Подарите семье, где есть маленький ребенок книгу со сказками и великолепными иллюстрациями. Это поможет наладить семейные отношения, разовьет слуховую память, фантазию, чувство юмора. Необходимо проговаривать с ребенком сюжет сказки и сложные моменты, спрашивать, как малыш поступил бы в такой ситуации. С помощью сказку ребенок в игровой форме поймет, что можно делать. А чего нельзя, будет различать хорошие и плохие поступки, усвоит принципы добра и зла.
Есть прекрасные книги-театры, которые образуют многослойные объемные изображения. Вид таких книг покорит не только маленьких детей, но и родителей.
Книжка-театр развивает воображение
Работаем над воображением и логикой
- Для выполнения задания понадобятся:
- фломастеры или карандаши;
- чистый лист бумаги;
- детали конструктора разной формы.
Ваша задача:
- обвести различные фигурки фломастером;
- в произвольном порядке разложить фигурки, вблизи от их изображения;
- задание малыша найти, где, чей силуэт, поставив деталь конструктора на форму, изображенную на бумаге.
- Ребенок в два года достаточно любопытен, он с удовольствием познает окружающий мир, его интересует, как все устроено. Можно поиграть в игру, используя предметы небольшого размера, бумажные пакеты и скотч. Ваша задача:
- упаковать каждый объект в индивидуальный пакет и закрепить его скотчем;
- важно использовать предметы, без острых углов;
- спрячьте за своей спиной все подготовленные пакеты и покажите ребенку только один;
- предложите малышу его ощупать и догадаться, что именно там спрятано;
- если ребенку будет сложно это сделать, то можете тоже ощупать и выдвинуть свое «неправильное» предположение, чтоб малыш смог поразмышлять;
- если ребенок так и не смог определить, что там спрятано, раскройте пакет и вместе посмотрите, что же там спрятано.
Данное занятие позволяет:
- идентифицировать и классифицировать предметы;
- развиваются мыслительные, когнитивные навыки ребенка, мелкая моторика;
- способность решать задачи.
- Игры с кубиками и пазлами. Двухлетний малыш уже способен построить башню, замок из кубиков. Также можно использовать конструктор. Для деток такого возраста существует пазлы с малым количеством деталей и крупными объектами. Кроме этого, можно играть в лото, где нужно соединять два объекта, например, котенка и кошку, чашку и чайник, перчатку и руку. Так у малыша будет развиваться логическое мышление.
Когда моему сыну было два года, мы активно играли в лото, складывали пирамидку, пазл, учили стихи, строили из кубиков башни. Мой ребенок с радостью выполнял задания на всестороннее развитие. Не думайте, что малыш в двухлетнем возрасте еще не готов для таких игр. На самом деле, детски уже достаточно активны и готовы познавать все новое.
Читайте про игры для развития детей в 3 года.
Роль игры в развитии детей
Игра показывает, насколько ребенок обучаем, и будут ли у него успехи в школе. Юный возраст наиболее благодатное время для развития талантов. Можно заметить склонности детей, и направить все усилия на занятия. Чем раньше ребенок поймет, что у него хорошо получается, тем проще будет найти занятие по душе. В современном мире самоопределение очень важно.
Совместные игры очень развивают детей
Через игру малышу учатся выстраивать отношения, моделируют бытовые ситуации, испытываю эмоции и творческие озарения. Роль игрушек в развитии ребенка неоспорима. Важно ответственно отнестись к выбору игрушек, потратив оптимальное количество денежных средств, приобрести действительно нужные и полезные развивающие игрушки. Придя в магазин, вы быстро забудете обо всех нюансах, таких игрушек в вашем детстве точно не было. Поэтому необходимо оценить все аспекты еще дома, подобрать наиболее удачные варианты для ваших детей.
В возрасте около трех лет начинается гендерная дифференциация, поэтому следует приобретать разные развивающие игрушки для девочек и мальчиков.