При развитии ребенка важно регулярно оценивать его нервно-психическое состояние.
Подобную оценку проводят по нескольким показателям. Его осуществляет врач-педиатр.
НПР детей до года проводится с учетом следующих показателей:
- как малыш реагирует зрительно, может ли ориентироваться и прислушиваться к внешним изменениям;
- эмоциональное состояние ребенка;
- как дети двигаются и реагируют на внешние изменения;
- как проходит движение каждой отдельной руки и ее взаимодействие с предметами;
- дополнительно оценивается скорость развития и понимания речи;
- какие навыки умения уже успел приобрести ребенок.
Таблица НПР детей до года была специально создана для того, чтобы оценить основные показатели развития ребенка.
Что это такое?
Педиатрия понимает физическое развитие как определенные изменения, происходящие с телом малыша. Сюда относятся увеличение роста и массы, развитие отдельных частей тела, биологическое созревание.
Чтобы верно оценить физическое развитие, используются некоторые параметры:
- Масса. Считается важнейшей составляющей роста, остановка или замедление ее прибавки – тревожный сигнал, говорящий о том, что ребенку не хватает питательных веществ. При рождении здоровый малыш должен весить от 2,5 до 4,4 кг, далее в первые дни жизни показатель несколько уменьшается (как правило, на 5 %), что в педиатрии называется физиологической убылью веса. По завершении первой недели прибавка массы становится постоянной. В первые полгода малыш прибавляет по 150–250 г еженедельно, а затем до года – по 100–150 г. В период от года до двух прибавка снижается до 50 г еженедельно.
- Длина (рост). Отметим, что по отношению к детям до 2 лет используют термин «длина», а затем – после достижения 24 месяцев – «рост». Новорожденные доношенные малыши имеют среднюю длину 45–55 см. В первые недели жизни наблюдается непрерывный рост, который в определенные периоды становится интенсивным, а в другие – замедляется. Так, за первые полгода своей жизни кроха вытягивается на 15–16 см, но во второе полугодие – всего на 8 см. Рост малыша в годик – около 70 см, а в 4 года – уже метр. С 4 до 10 лет большинство детей имеет весьма умеренные темпы роста, однако в период полового созревания ребенок вновь начинает интенсивно вытягиваться.
- Окружность головы. Этот параметр физического развития малыша контролируют, как правило, педиатры, поскольку окружность помогает оценить размеры головного мозга. У новорожденных она равна 34–36 см, в первый месяц отмечается быстрый темп роста (до 5 см), но постепенно он замедляется. Так, в 3 месяца окружность обычно до 40 см, в полгода – около 43 см, в годик – до 46 см.
- Психомоторное развитие. Сюда относятся мелкая моторика, социальные, когнитивные и эмоциональные особенности ребенка.
Рост и развитие малыша непрерывны, в интенсивном темпе в первые полгода формируется окружность грудной клетки. В 9–12 месяцев с наибольшей скоростью растут ноги и руки крохи.
Рост ребенка в 6 месяцев
Рост ребенка в 6 месяцев согласно среднестатистическим данным врачей-педиатров:
- Нижняя граница нормы у мальчиков колеблется от 63,3 см до 63,5 см, верхняя — от 69,8 см до 71,9 см
- Рост девочек по нижней границе может составлять от 61,2 см до 63,5 см и по верхней — 68,0 см до 70,3 см
Рост шестимесячного ребенка согласно данным ВОЗ:
- Нижняя граница у мальчиков колеблется от 63,2 см до 65,5 см, верхняя — от 71, 7 см до 71,9 см
- Рост девочек может составлять от 61,4 см до 69,9 см
Факторы развития
Важно помнить, что на рост и физическое развитие малыша оказывают влияние две группы факторов:
- Эндогенные – состояние здоровья родителей, генетические особенности, протекание обмена веществ, эндокринный фон организма, особенности конституции тела.
- Экзогенные – условия внешней среды (климат региона, организация питания, наличие/отсутствие движения).
Невозможно однозначно ответить, какая из групп наиболее значима, на развитие ребенка они влияют в комплексе.
Необходимые измерения
Регулярный мониторинг помогает выявить замедление развития малыша или его остановку по причине заболеваний, что поможет своевременно принять меры.
Первое измерение физических параметров ребенка производится сразу после рождения, затем – с такой периодичностью:
- в первый год жизни – ежемесячно;
- 1–2 года – раз в 3 месяца;
- 2–3 года – каждые полгода;
- от 3 лет – раз в год.
При обнаружении каких-либо отклонений могут проводиться более частые измерения.
Масса
Необходимо своевременно проводить мониторинг, позволяющий выявить наличие проблем в состоянии здоровья ребенка. Измерить массу тела малыша до 2 лет не так просто, как может показаться. Взвешивать кроху следует без одежды, чтобы получить точный результат, также недопустимо взвешивание только что поевшего ребенка.
Порядок действий таков:
- Настроить измерительный прибор.
- Взвесить пеленку, на которой будет взвешиваться кроха.
- Поместить малыша на среднюю часть весов (самых маленьких кладут на спинку, после 7-8 месяцев можно посадить).
- Из получившегося результата вычесть вес пеленки.
Для точности важно, чтобы ребенок во время взвешивания не баловался и не капризничал.
Лучше всего использовать цифровые весы. Для наибольшей точности рекомендуется проводить повторное измерение. Дети от трех лет могут взвешиваться на обычных весах для взрослых, полностью раздетыми (допускается оставить малыша в трусах и майке).
Чтобы вес ребенка соответствовал его возрастной норме, рекомендуется до 6 месяцев кормить его только грудным молоком, а до 2 лет вводить прикорм, но материнское молоко также давать. Важно, чтобы ребенок получал три элемента, дефицит которых опасен: йод, железо и витамин А. В противном случае возрастает риск задержки физического и умственного развития (кретинизма), низкая масса тела.
При избыточной массе рекомендуется сделать рацион сбалансированным, стабилизировав количество жиров и углеводов, уделять внимание физической активности крохи. Но причиной могут быть и заболевания эндокринной системы или неврологические.
Длина и рост
Не менее важно проводить замер роста. Для детей до 2 лет делается он в положении лежа, в качестве инструмента используется мерная доска.
Порядок действий таков:
- Снять обувь, головной убор.
- Положить ребенка на спину, поверхность обязательно должна быть твердой.
- Ноги следует распрямить легким воздействием на кожу внешней стороны стопы. Голова, спина и бедра должны касаться поверхности.
- Стопы, расположенные вертикально, поместить так, чтобы они упирались в вертикальную часть планки.
- Произвести замер расстояния от головы до пяток.
Если ребенку уже исполнилось 2 года, можно использовать вертикальный ростомер, при этом важно, чтобы малыш был без обуви. Стены должны касаться три места:
- область между лопатками;
- крестец;
- пятки.
Правильное положение следует зафиксировать при помощи поднятого подбородка, после чего нужно осторожно опустить подвижную планку и прижать ее к макушке без усилия. Получившийся результат и есть рост ребенка.
Чтобы рост ребенка соответствовал возрастным особенностям, крайне важно не только уделять внимание правильному питанию, но и увеличивать время общения малыша с матерью.
Окружность головы
Для этого измерения используется сантиметровая лента, которая размещается над бровными дугами спереди и по наиболее выступающей части затылка сзади. Допустимая точность – до 5 мм, рекомендуется замер проводить дважды.
Сколько ребенок должен весить в 6 месяцев
Согласно статистическим данным отечественной педиатрии, вес ребенка в 6 месяцев должен приближаться к следующим нормам:
- Мальчики: от 6,5 кг до 9,1 кг
- Девочки: от 6,2 кг до 8,4 кг
Всемирная организация здравоохранения предлагает следующие нормы:
- Мальчики: от 7,1 кг до 8,9 кг
- Девочки: от 6,5 кг до 8,3 кг
Нервно-психическое развитие (до 1 года)
Если на физическое развитие малышей эндогенные и экзогенные факторы оказывают примерно равное влияние, то для нервно-психического в большей степени значимы экзогенные. Если ребенок нормально развивался в утробе и родился естественным путем, то его нервная система будет достаточно хорошо развита. В первые недели жизни она продолжает усложняться, происходит совершенствование головного мозга и отдельных его составляющих.
Интересны и числовые данные:
- Масса мозга новорожденного равна примерно 1/8 массы тела.
- К году показатель меняется – 1/11.
- В 5 лет – 1/13.
- Взрослый человек средней комплекции имеет соотношение 1/40.
При этом масса мозга малыша постепенно увеличивается, однако развитие веса тела имеет более интенсивные темпы.
Зрение, слух, реакция на звуки
Зрение и слух развиваются в паре. Уши и глаза – проводники информации об окружающем мире. Малыш долго может рассматривать предложенный ему предмет, подносить его к глазам и трясти в попытке извлечь звук.
Кроха с большим интересом прислушивается к окружающим его звукам, ворочает головой в попытках найти предмет, издающий шум. Он уже без труда различает звук открывающейся двери, в ожидании появления мамы начинает издавать призывные звуки.
Уши малыша могут воспринимать информацию разной интенсивности. Теперь карапуз реагирует не только на громкие звуки, но и на тихое звучание. Очень нравится малышам шелест бумаги и мамин шепот.
Благодаря развитию зрения и слуха, возрастают возможности звукоподражания. Теперь малыш часто может повторять за взрослыми простые слоги, быстро и точно воспроизводя предложенное.
Увеличивается дальность зрительных возможностей. Теперь малыш может рассматривать предмет не только вблизи, но и на расстоянии нескольких метров. Для расширения слуховых и зрительных возможностей стоит называть предметы, на которых малыш сосредотачивает свое внимание.
Хорошо на развитие зрения влияет разнообразие цветового решения в окружающих ребенка вещах. Яркие, однотонные и разноцветные игрушки помогают малышу тренировать рецепторы, делать выводы о разнообразии вещей и их окраски.
Ключевые показатели
Ознакомимся с важнейшими показателями нервно-психического развития малыша. К ним относятся:
- физиологические рефлексы;
- появление условных рефлексов (пищевые, слуховые, зрительные);
- эмоциональные реакции (улыбка, смех, негативные реакции);
- голосовые реакции (гуление, понимание речи взрослых, первые слоги и слова).
Все рефлексы развиваются быстрыми темпами, именно в этом возрасте у малыша появляются привычки, которые сохранятся у него на всю жизнь.
Физиологические изменения
Многих деток продолжают «мучить» зубы. Прорезывание первого зуба (нижнего резца) могло произойти еще 3 месяца назад, но у некоторых малышей оно только сейчас набирает обороты. Любой из этих вариантов является нормой. Об отсутствии зубов нужно начинать беспокоиться к концу 6-го месяца. В такой ситуации стоит обратиться к педиатру или детскому стоматологу.
Если в предыдущий месяц животик мог иногда волновать кроху, то к полугоду все симптомы кишечной колики исчезли. Желудочно-кишечный тракт готов к изменениям рациона, введению новых продуктов в прикорм.
К этому возрасту дети умеют переворачиваться со спины на живот и обратно, перемещать свое тело на подобии ползанья, не поднимая живот. Если взять кроху за подмышки или за руки и попробовать поставить на ноги, то малыш сможет постоять некоторое время. Переход в положение стоя начинает все больше привлекать малыша. Сидяон пытается схватиться за предметы и поднять свое туловище вверх.
Этапы
Врачи-педиатры отмечают несколько этапов психофизического развития.
Новорожденный
Ребенок еще не может изменить положение своего тела или поднять голову, лежит на животе, стремится принять позу зародыша, обладает некоторыми двигательными реакциями, которые представляют собой ответы на раздражители. Движения ограничены, на уровне рефлексов малыш может сжимать кулачки.
Особенности зрительного и слухового восприятия таковы:
- Следит взглядом за передвигающимися предметами (10-й день).
- Способен удерживать в поле зрения яркую погремушку (14 дней).
- Фиксирует зрение на неподвижном крупном предмете (21 день).
- Отличает человеческий голос от других звуков.
- Реагирует на громкие звуки.
- Слуховое сосредоточение начинает проявляться на 14-й день жизни.
Большую часть своего времени новорожденный проводит во сне, способен проявлять врожденные умения: сосание, моргание, глотание. В этот период очень важно брать малыша на руки во время бодрствования, общаться с ним при переодевании.
1 месяц
Уже в столь раннем возрасте малыши пытаются поднимать и удерживать головку (у некоторых даже это получается на несколько секунд), могут двигать ручками и ножками. Ребенок способен фиксировать взгляд, следить за перемещающейся игрушкой. К концу месяца слуховое сосредоточение может продолжаться до 15 секунд. Здоровый малыш начинает реагировать на общение со взрослым, перестает плакать, когда к нему обращаются.
В это время дети очень любят, чтобы их носили на руках, ценят тактильные ощущения, обожают слушать голос мамы.
2 месяца
Малыш способен приподнимать головку и удерживать ее, крепко держать игрушку, зрительно сосредотачиваться на предмете до 30 секунд, поворачивать голову на звук, улыбкой реагировать на слова матери. Начинает издавать первые гласные звуки.
Поведение ребенка усложняется, он начинает испытывать недовольство, если родители не понимают его. Малыш осознает, где неодушевленные предметы, а где – одушевленные, ко вторым проявляет гораздо больший интерес. В этом возрасте дети любят слушать музыку, покачиваться, рассматривать черно-белые изображения. Сон занимает до 18 часов. Родителям необходимо наклоняться над кроваткой, в которой лежит малыш, и разговаривать с ним, улыбаться. Важно повестить игрушки таким образом, чтобы при желании кроха мог без проблем дотянуться до них.
3 месяца
Карапуз все лучше удерживает голову, при поддержке под мышки способен удержать упор ногами. Зрительное и слуховое внимание становится все более развитым, появляется гуление, ребенок улыбается и смеется, в конце месяца начинают формироваться сложные рефлексы. Продолжительность бодрствования – 4–6 часов. Для физического развития важны гимнастика и массаж, ежедневные купания, воздушные ванны.
4 месяца
Ребенок вертит головой, может перевернуться на бок, пробует сесть, хорошо двигает ручками, выпрямляет и сгибает ноги. Постепенно учится управлять своими руками – теперь он может не только захватить погремушку, но и потрясти ее. Без проблем узнает свою мать, радуется при виде родителей.
5 месяцев
Подолгу лежит на животе, подняв корпус, сидя держит голову прямо. Может переворачиваться на бок со спины. Некоторые малыши в этом возрасте способны пить из кружки. Характерно продолжительное певучее гуление, смех, радость при виде знакомых, испуг – при появлении неизвестных людей. Многие 5-месячные крохи радуются собственному отражению в зеркале, любят играть в «Ладушки» и «Ку-ку».
6 месяцев
Полугодовалые малыши хорошо переворачиваются, сидят (часто с поддержкой), некоторые начинают ползать, передвигаются в ходунках. В речи появляются первые согласные звуки. Ребенок знает свое имя, реагирует на него.
7 месяцев
Ребенок без поддержки садится, ползает по-пластунски, пробует встать. Может взять двумя руками две разные игрушки, собирать мелкие предметы, пьет из кружки (при поддержке взрослого). Лепет становится все более сложным, появляются первые слоги. Ребенок начинает понимать вопрос «где?» и показывать глазами на место, где находится тот или иной предмет. Для физического развития показаны закаливающие процедуры и воздушные ванны.
8 месяцев
Самостоятельно сидит, ложится, переступает ножками, хорошо ползает, многие дети при звуках музыки начинают двигаться. Гуление приобретает различные интонации, количество проговариваемых слогов возрастает.
9 месяцев
Малыш способен ходить, придерживаясь за опору, сидеть длительное время, стоять без опоры. Хорошо пользуется пальцами и может пить из кружки. Поднимает небольшие предметы, различает форму и цвет, любит играть в «Ладушки», понимает речь взрослого («нельзя», «дай», «нет», «сиди», свое имя). Умеет играть в игрушки; держа в руках две, может одну отбросить, чтобы взять третью, повторяет несложные танцевальные движения взрослого.
10 месяцев
Стоит без опоры, ходит, может поднимать и опускать ногу. Любит подниматься и спускаться по лестнице, опираясь на перила. По просьбе взрослого выполняет различные действия: открывает и закрывает, помещает одно в другое. В речи появляются лепетные слова, малыш произносит слоги, подражая взрослому. Находит спрятанные игрушки и узнает знакомые предметы. В этом месяце дети бодрствуют около 10 часов.
11 месяцев
Развиваются умения ходить и стоять. Ребенок собирает мелкие предметы, строит башенку из кубиков, нанизывает кольца на пирамидку. Умеет пить из кружки, брать ее со стола и ставить обратно, показывает пальцем. Произносит несложные слова (1–3), понимая их смысл. Учится правильно использовать ложку, расческу, может показать ручки, ножки, носик и так далее.
12 месяцев
Хорошо ходит без опоры, некоторые дети начинают бегать, рисовать каракули, просятся на горшок. Обычно в год ребенок выговаривает до 20 несложных слов, по просьбе дает маме названную конкретную игрушку. Заниматься одним делом способен до 15 минут.
Таковы особенности психофизического развития малыша первого года жизни.
Как выглядит полугодовалый малыш
Ребенок в полгода становится все сообразительней и ловчее. Он совершенствует двигательные навыки, пытается ползти, поднимает туловище в положение сидя, уверенно держит игрушку двумя руками.
Постепенно совершенствуется мелкая моторика, карапуз уже может поднимать мелкие предметы, координируя работу своих пальчиков. Тонус в конечностях исчез полностью и все движения крохи целенаправленны и осознанны. По движению его глаз и рук можно понять, что именно интересует ребенка в данный момент, предугадать движение.
Идет быстрое формирование первых привычек. Кроха узнает свои игрушки, родных, активно пытается общаться. Предметы, попавшие ему в руки, ребенок трясет, стучит ими, пробует на вкус, внимательно изучает, полученный при движении предметом, звук.
Общение с родителями вызывает у малыша восторг. Он уже далеко продвинулся в совершенствовании разнообразных звуков, с каждым днем они становятся все четче. Постепенно ребенок начинает применять различные интонации, по которым можно догадаться, что он хочет.
Формирование психики
Принято выделять 4 этапа формирования детской психики:
- Моторный. В первый год жизни кроха овладевает моторными навыками.
- Сенсорный. Продолжается от 1 до 3 лет. Ребенок начинает делать осознанные движения.
- Аффективный. Охватывает возраст 3–12 лет. Деятельность становится постоянной и приобретает индивидуальность.
- Идеаторный. Продолжается 2 года, с 12 до 14 лет. Понятия и суждения приобретают более сложный характер, развивается абстрактное мышление.
Родителям важно знать, что при физическом и нервно-психическом развитии ребенка возможны кризисные моменты, то есть периоды, когда наиболее высок риск появления отклонений, нарушений и заболеваний. Их два: в возрасте от 2 до 3,5 лет и в 12–15 лет.
Таковы основные особенности физического и психического развития малышей, которые должны учитываться родителями. Очень важно в периоды кризисов уделять ранимым детям особое внимание, в противном случае можно нанести их психике непоправимый урон. Знание этой специфики поможет мамам и папам разработать свою стратегию, учитывающую и возрастные особенности ребенка, и его индивидуальные черты. Развитие детей должно быть всесторонним, только в этом случае они вырастут гармоничными личностями.
Зубы
С 6 месяцев вопрос появления зубов становится самым серьезным. За ближайшие 6 месяцев у крохи должно появиться 8 зубов. Достаточно часто дети на каждый новый зуб реагируют тяжело. Проявление высокой температуры, поноса, заложенности носа и капризности могут омрачить жизнь родителям. Стоит заранее позаботиться о приобретении специальных прорезывателей, проконсультироваться с педиатром о подходящих обезболивающих и жаропонижающих лекарствах.
Скорость появления зубов для каждого ребенка индивидуальна. Некоторые детки начинают реагировать на изменения за день-два до появления над поверхностью десны зуба, другие за месяц. Стоит понимать, что малышу этот процесс не приятен и необходимо стараться окружить его в дни наибольшего дискомфорта повышенным вниманием.
Социальный контакт
На 7-м месяце жизни малыш все больше нуждается во внимании и требует от родителей общения. Он уже многое понимает и пора начинать воспитывать карапуза. В головном мозге происходят процессы формирования причинно-следственных связей, стоит уже сейчас обращать внимание и реагировать на поведение крохи. Он уже достаточно хорошо различает ваши эмоции и при необходимости можно продемонстрировать ваше недовольство его поведением или приободрить действие восторгом. Границы и рамки для ребенка необходимо выстраивать как можно раньше. Но не стоит усердствовать с запретами. Старайтесь выбирать такое положение для ребенка, в котором он будет иметь возможность делать все, что ему захочется и не нужно будет постоянно говорить «нельзя».
Первый юбилей
Полгода – это первый серьезный юбилей крохи. Он из беспомощного младенца начинает превращаться в смышленого малыша, активно изучающего все, что находится вокруг него.
Всем родителям интересно знать, что должен уметь делать их ребенок в полугодовалом возрасте. Нет одинаковых детей, и каждый развивается по-разному: одни быстрее, другие медленнее. Но всегда существует ориентир, на который нужно равняться. Родителям надо обратить особое внимание на ребенка, если он очень пассивный, не делает никаких попыток, чтобы ползать, сидеть, привставать, не интересуется игрушками и предметами, которые его окружают, не узнает никого из родных.
Закаливание
Продолжайте выкладывать малыша голышом в течение дня. В это время следует внимательно следить за крохой, ведь он уже достаточно подвижный.
К утреннему обтиранию водой комнатной температуры можно добавить такую же процедуру в обед.
Старайтесь контролировать температуру кожи малыша. Не допускайте перегрева. Одевайте по погоде, ориентируясь на собственную одежду. Карапуза нужно одевать как себя, добавив только одну кофточку. Если вы уже несколько месяцев закаливаете малыша, то он будет чувствовать себя комфортно и без дополнительной одежды.